Завершилась серия политических саммитов в Петербурге. На фоне помпезных торжеств, посвященных 300-летию города, как-то незамеченным осталось то обстоятельство, что каких-либо внушительных результатов на них достигнуто не было. Скажем, переговоры России и ЕС не увенчались какими-либо прорывами. Позиции сторон по большинству вопросов, включая членство в ВТО, безвизовый въезд, по-прежнему серьезно расходятся. Да и итоги переговоров Путина с президентом Бушем носят скорее символический характер.
Действительно, Вашингтон применил к Москве общеизвестную формулу Кондолизы Райс: наказать Францию, игнорировать Германию, простить Россию. Президент Буш не напоминал Путину о его негативной позиции в отношении войны с Ираком. Напротив, оба лидера демонстративно подчеркивали взаимное сближение. Однако объективно охлаждение в отношениях между двумя странами осталось, и оно, несомненно, будет сказываться на дальнейших контактах.
Буш обещал Путину поработать с конгрессом в целях отмены поправки Джексона-Вэника, сохраняющей дискриминационные ограничения в торговле между США и Россией. Для Москвы это чрезвычайно важно: эта поправка рассматривается как реликт "холодной войны", а ее отмена символизировала бы признание России как нового государства и полноценного партнера США.
Мало кто в России знает, что эта поправка практически не действует, так как президент ежегодно отменяет ее действие. В практическом же, а не в символическом плане ее устранение будет иметь очень ограниченный эффект. Мощный поток американских инвестиций в Россию не пойдет, а российские товары в Америке не очень-то нужны.
Переговоры в Петербурге показали, что между двумя странами остаются серьезные различия в подходах к Ираку и Ирану. Хотя словесное обрамление было вполне выдержанным, очевидно, что российским нефтяным компаниям, желающим сохранить свои позиции в Ираке, не стоит рассчитывать на благожелательное отношение со стороны США. А ядерное сотрудничество Москвы с Тегераном по-прежнему вызывает раздражение в Вашингтоне. В этом плане российские предложения об участии американцев в строительстве АЭС в Бушере носят, скорее, декларативный характер и вряд ли реализуемы.
Помпезные торжества в Петербурге высветили одну важную внутреннюю проблему России - слабость институтов гражданского общества. Согласно оценкам, все празднование обошлось в 6-7 млрд. долларов, однако эта сумма никем и нигде публично не обсуждалась и не утверждалась. Многие западные лидеры неофициально признавали, что в своих странах они не смогли бы осуществить столь амбициозный проект, поскольку парламенты и общественность просто не допустили бы такого растранжиривания денег. А если бы это и удалось, то на следующих выборах политики, сделавшие это, просто бы провалились.
Как и следовало ожидать, рядовые граждане Петербурга не получили практически ничего от тех огромных инвестиций, которые были вложены в празднование города. Не закончена жизненно необходимая городу кольцевая автодорога, не восстановлена пострадавшая в результате аварии линия метро, в крайне запущенном состоянии пребывает значительная часть жилого фонда. Из-за наплыва ВИПов значительно сократилось количество туристов, были закрыты аэропорты, ограничено движение по городу.
Остро стоит и вопрос о коррупции вокруг петербургских торжеств. Прозрачность и подотчетность власть предержащих в ходе подготовки к празднику практически отсутствовала. Робкие попытки председателя Счетной палаты Сергея Степашина добиться проверки расходования средств наталкивались на жесточайшее сопротивление как в Питере, так и в Москве. Судя по всему, вопрос о злоупотреблениях российское руководство хочет замять. Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко призвала "не спешить" с выводами относительно возможных нарушений и злоупотреблений в ходе подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга. "Я не сторонник пиаровских показательных порок", - заявила она.
Главной пищей для московских кремленологов стало новое назначение в Кремле. Путин назначил Игоря Шувалова, руководителя аппарата правительства, своим помощником, а на аппарат Белого дома поставил Константина Мерзликина, руководителя личного секретариата премьера Касьянова. Шувалов считается ставленником главы президентской администрации Александра Волошина, и предполагалось, что он как бы присматривает за премьером. Его перевод под крыло Волошина означает ослабление такого контроля, и, соответственно, усиление самостоятельности Касьянова. Зачем это нужно было президенту?
На мой взгляд, это вроде бы рутинное назначение имеет глубокие политические корни. Шувалов стал по существу главным препятствием на пути проповедуемой Путиным административной реформы, которая буксует уже не первый год. Он решительно вел дело к ограничению власти вице-премьеров и министров, но в то же время возвеличивал роль аппарата правительства, который сам по себе превратился в огромное, исключительно влиятельное ведомство.
Как думается, Путин решил, что лучше иметь Шувалова на своей стороне. Не исключено, что ему как раз и поручат заниматься той административной реформой, которой он так жестко противостоял. И, как профессиональный менеджер, он будет это делать с тем же рвением.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).