Длинные праздники вызвали затишье в российской политической жизни. Как показывают опросы общественного мнения, большинство населения (65%) даже не знает официального названия праздника - Дня государственного суверенитета России - и смутно представляет себе его политический характер. Стоит напомнить, что его появление в 1991 году явилось выражением острых противоречий между тогдашним генсеком и президентом СССР Михаилом Горбачевым и советской партноменклатурой, с одной стороны, и новым российским руководством во главе с Борисом Ельциным. Принятая тогда Верховным Советом России декларация фактически знаменовала собой курс России на выход из Советского Союза, то есть его фактический развал. Ни тогда, ни сейчас российское руководство предпочитает это не афишировать. Поэтому-то и праздник получается невнятный и не очень популярный. На полноценный день независимости он никак не тянет.
На этой неделе заканчивает свою весеннюю сессию Государственная Дума. Последние дни ее работы проходят под знаком инициативы КПРФ и "Яблока" о вынесении вотума недоверия правительству. Этот вопрос внесен в повестку дня заседания 18 июня. Левые выступили с серьезными обвинениями в адрес кабинета Касьянова. Его упрекают в неспособности достичь качественного повышения темпов развития экономики, жизненно необходимого для обеспечения независимости страны и благосостояния ее граждан, в антисоциальной политике, в защите интересов крупных монополий и олигархических структур, в неспособности обеспечить насущные нужды российской армии, а также безопасности страны и ее граждан, обуздать преступность, в неспособности проведения административной реформы и многих других грехах.
Популистский характер этих обвинений очевиден, как очевидно и то, что инициатива левых не имеет никаких шансов на успех. Если абстрагироваться от громких слов заявления депутатов от КПРФ и "Яблока", то выясняется, что достаточно сложно предъявить правительству такие конкретные претензии, которые мотивировали бы необходимость его отставки. В целом, оно обеспечивает достаточно стабильную обстановку в стране, и потенциал общественного недовольства, требуемый для ухода кабинета, отсутствует. Кроме того, проправительственное большинство в Госдуме, хоть и критикует кабинет Касьянова по отдельным вопросам, тем не менее, не намерено делать подарок левым и неизбежно провалит попытку вотума недоверия.
Инициатива коммунистов и "Яблока" имеет, разумеется, чисто предвыборный характер. Обе партии четко обозначают свое намерение строить кампанию на жесткой критике правительства. Это, в общем-то, беспроигрышная тактика. Недовольные всегда найдутся, а стихийно протестный электорат в России обычно достаточно большой. Трудность для КПРФ и "Яблока" состоит в том, что на этом же поле намерены играть и другие партии, вплоть до проправительственной "Единой России". И совсем необязательно голоса недовольных кабинетом Касьянова достанутся КПРФ и "Яблоку". Более того, потерпев неудачу с вотумом недоверия, они даже могут лишиться части голосов: их неспособность реализовать свою инициативу будет воспринята как их политическая слабость.
После серии петербургских встреч с лидерами СНГ Путин как бы стремится ковать железо, пока горячо, и консолидировать военно-политическое сотрудничество в рамках Содружества. Этой проблеме было посвящено заседание совета министров обороны в Казахстане. Одной из основных задач главы российского военного ведомства Сергея Иванова было убедить партнеров по СНГ ужесточить режим контроля за переносными зенитно-ракетными комплексами. Ведь не секрет, что большинство российских самолетов и вертолетов в Чечне уничтожается именно с помощью этого оружия, причем российского же производства, поступающего к боевикам не откуда-нибудь из дальнего зарубежья, а как раз из стран СНГ.
Надо прямо сказать, что российская инициатива не вызвала восторга у целого ряда государств Содружества. Азербайджан, Грузия, Украина и Узбекистан не поддержали российских предложений. Для них оборот ПЗРК - это прибыльный бизнес, а ужесточение контроля над ним - лишняя головная боль. Их позиция отчетливо показывает, что интересы России отнюдь не являются категорическим императивом для ее партнеров, и они не собираются становиться по стойке смирно и следовать указаниям Москвы. Это касается и многих других вопросов военно-политического и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, которое продолжает пробуксовывать.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).