Истекшая неделя прошла под знаком встреч лидеров СНГ на двусторонней и многосторонней основе. Начало было положено российско-белорусским саммитом в Сочи. По всему чувствовалось, что переговоры между Путиным и Лукашенко были тяжелыми: их беседа длилась почти восемь часов вместо запланированных трех, а на последовавшей пресс-конференции отчетливо ощущалась напряженность партнеров.
Движение обоих государств к союзу явно пробуксовывает - слишком различны интересы сторон. Лукашенко по-прежнему хочет, чтобы Россия содержала Белоруссию, а точнее говоря, его авторитарный режим, поставляя энергоносители не по рыночным, а по так называемым договорным ценам, которые в несколько раз ниже. Фактически только они поддерживают на плаву экономику Белоруссии, которая застыла в своем социалистическом обличии.
Сложившееся положение не может нравиться российским экспортерам нефти и газа, и они правомерно рассчитывают на поддержку со стороны Путина. Будучи прагматичным политиком, российский президент понимает, что экономические отношения с Белоруссией нужно строить на той же основе, что и с другими государствами. И это понимание частично прозвучало на его переговорах с Лукашенко.
Вместе с тем, Путин вынужден учитывать и позицию тех влиятельных кругов в России, которые настаивают на поддержке режима Лукашенко любой ценой во имя неких "жизненно важных интересов" России. Это оборонно-промышленный комплекс, военные, спецслужбы, то есть, те структуры, на которые Путин привычно опирается. Его уверяют в том, что в случае падения Лукашенко к власти придут прозападные, антироссийски настроенные националисты и Белоруссия будет потеряна для России как западный форпост, "сдерживающий экспансию НАТО".
Находясь под влиянием этих примитивных представлений, Путин осторожничает, маневрирует, не идет на открытое обострение с Лукашенко. С одной стороны, он заявляет о переходе на рыночные отношения с Белоруссией. С другой, рекомендует российскому Газпрому продолжить переговоры по созданию СП с "Белтрансгазом". А это означает получение белорусской стороной неоправданных привилегий. Нерешительность и непоследовательность российского президента будет и впредь дорого обходиться российской экономике.
Тяжело прошли и переговоры лидеров СНГ в Ялте. Здесь на первом плане было заключение соглашения о создании единого экономического пространства между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Формирование этого экономического объединения можно рассматривать как своеобразную реакцию России на экспансию Европейского союза и трудности со вступлением во Всемирную торговую организацию. Заключая таможенный союз с соседями, Москва рассчитывает укрепить свои политические и экономические позиции в постсоветском пространстве, но объективно отдаляется и от Европейского союза, и от ВТО. Это может казаться приемлемым для значительной части российской элиты. Но, к примеру, для украинского истеблишмента идея размежевания с Европой и Западом в целом представляется вредной и опасной. Недаром депутаты Верховной рады Украины охарактеризовали подписание этого соглашения президентом Кучмой как измену национальным интересам Украины.
Впрочем, эти опасения во многом беспочвенны. Соглашение о ЕЭП носит самый общий, рамочный характер, и его еще предстоит наполнить конкретным содержанием. Полноценной зоны свободной торговли на его основе пока не предвидится. Зато, наверняка, можно ожидать длительных дискуссий о путях его реализации.
Важнейшим событием предвыборной кампании стал съезд "Единой России" и, прежде всего, выступление на нем президента Путина. Он совершенно демонстративно положил свой авторитет на чашу весов этой партии, открыто признав, что на прошлых выборах голосовал на "единороссов".
Разумеется, президентское благословение - это мощный фактор поддержки "Единой России", которая в последние месяцы испытывала трудности с рейтингом в общественном мнении. Вопрос, однако, в том, не рано ли президент обозначил свои политические преференции. Ведь до выборов еще два с половиной месяца, и за это время президенту вряд ли представится новая подходящая оказия вступиться за "единороссов". Если же он будет злоупотреблять своим положением, афишируя свои симпатии, то это определенно будет воспринято как нарушение действующего жесткого избирательного законодательства. А этим уж непременно воспользуются политические соперники "Единой России".
Федеральный избирательный список, утвержденный на съезде "Единой России", подтверждает общеизвестную истину о ней как о "партии власти". В лидирующей четверке - два федеральных министра (МВД - Грызлов и МЧС - Шойгу) и два региональных руководителя (мэр Москвы Лужков и президент Татарстана Шаймиев). В региональных избирательных списках партии числится еще 28 губернаторов, как правило, их и возглавляющих.
Конечно, такому мощному административному ресурсу трудно противостоять, особенно в глубинке, где власть решает все. Однако в крупных городах, где изъяны нынешней власти особенно заметны, забюрократизированный характер "Единой России" может стать для нее серьезным препятствием на пути к успеху. Начальство там не любят, ему не верят. А возможный провал "Единой России" будет тяжелым личным ударом для Путина в преддверии президентских выборов будущей весной.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).