Прошедшая неделя ознаменовалась попытками России усилить свои позиции на востоке - в мусульманском мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Президент Путин принял участие в сессии Организации Исламская конференция в Малайзии и в саммите АТЭС в Таиланде. Сближение с умеренным исламом необходимо России для того, чтобы нейтрализовать его радикальные и экстремистские проявления на территории России, прежде всего на Северном Кавказе. Развитие связей с АТЭС важно, прежде всего, с экономической точки зрения: Россия нуждается в новых рынках для своих энергоносителей и продукции ВПК.
Вместе с тем, очевидно, что для достижения этих целей ресурсов современной России недостаточно. И в политическом, и в экономическом плане Россия мало что может предложить привлекательного для исламского мира и Азиатско-Тихоокеанского региона. Симпатии значительной части мусульман все же на стороне чеченцев, а не Москвы. А прорыв на рынки АТР затруднен серьезной конкуренцией с другими экспортерами, имеющими там традиционно сильные позиции.
Заигрывание с исламом в Малайзии дорого обошлось для имиджа Путина. Он вынужден был присутствовать при открыто антисемитской речи малазийского премьера Махатхира Мохамада и фактически не отреагировал на нее, в то время как в США и Евросоюзе она вызвала бурю возмущения. Ссылка Путина на то, что не вредно было послушать и крайние точки зрения, выглядят цинично. Лидеры такого уровня должны четче реагировать на вопиющие проявления политической некорректности.
Эпизод в Малайзии вновь наводит на размышления о политической неразборчивости Путина, свойственной начальному периоду его правления. Тогда он активно заигрывал с государствами-изгоями - Северной Кореей, Кубой, Ливией. Потом это вроде бы прошло. И вот сейчас такой рецидив. Вряд ли Путин является убежденным антисемитом. Однако социальная среда, в которой он вырос, сформировался и достиг вершины своей карьеры, отнюдь не была чужда антисемитизму. На протяжении большей части своей сознательной жизни Путин так или иначе получал привилегии от политики государственного антисемитизма в СССР. Доступ евреям на юридический факультет, где он учился, был крайне ограничен, а в КГБ их вообще не брали.
Нельзя исключать, что у Путина сформировался устойчивый стереотип недоверия к евреям, который сейчас наиболее ярко проявляется в его отношении к российским олигархам с еврейскими корнями. Показательно в этом плане, что атаки правоохранительных органов сосредоточены на Березовском, Гусинском, Ходорковском, а вот лица с русскими фамилиями как бы оказались за скобками этой кампании.
Антикоррукционная суета в России тем временем продолжается, причем с весьма невнятными результатами. Так, Греция отказала в удовлетворении ходатайства Генпрокуратуры России об экстрадиции Владимира Гусинского, обвиняемого Москвой в мошенничестве и отмывании денег. Российские правоохранительные органы явно отнеслись к этому делу спустя рукава. Никто из Генпрокуратуры в Грецию не приехал, представленные свидетельства были неубедительными, заявления для прессы были лишены уверенности в своей правоте.
Наконец передано в суд дело бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко, возбужденное более двух лет назад. Он обвиняется в превышении должностных полномочий и растрате в особо крупных размерах. Аксененко - фигура, близкая к ельцинской "семье", в 1999 г. он всерьез рассматривался как кандидат в премьеры и даже президенты. Передача дела Аксененко в суд - это свидетельство того, что Путин постепенно освобождается от своих обязательств перед "семьей". Однако это отнюдь не означает, что Аксененко окажется за решеткой. Несмотря на подписку о невыезде его отпустили за границу на лечение, и вряд ли он оттуда вернется для того, чтобы предстать перед судом.
Другой антикоррупционный эпизод истекшей недели имеет как бы двойную направленность. Глава компании "Юкос-Москва" Василий Шахновский, которому инкриминируют неуплату налогов в крупных размерах, - фигура, близкая не только к Ходорковскому, но и к московскому мэру Лужкову. До ухода в бизнес Шахновский был управляющим делами московской мэрии. Таким образом, правоохранительные органы и стоящие за ними питерские чекисты подают предупредительные сигналы самым разным политическим и экономическим силам с целью обеспечить их послушание и лояльность.
Обнародованный недавно документ Министерства обороны "Об актуальных задачах Вооруженных сил России" продолжает обсуждаться в экспертном сообществе. Многие специалисты как старой, так и новой формации, оспаривают выводы министра Сергея Иванова. Так, один из "ястребов" военного истеблишмента генерал Леонид Ивашов не согласен с тем, что результаты военной реформы носят позитивный характер и дают возможность перейти к полноценному военному строительству. По его мнению, действительность такова, что техническое состояние даже оставшихся после сокращения соединений и частей, мягко говоря, неудовлетворительное. О чем наглядно свидетельствуют нарастающие темпы катастроф и аварий военной техники. А Институт политического и военного анализа вообще считает, что строительство ВС, отвечающих современным требованиям, на базе нынешней армии представляется принципиально невозможным.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).