Главные события, затрагивающие интересы России, происходили на прошлой неделе в ближнем зарубежье. Нельзя сказать, что они были приятны для Кремля и укрепили позиции Москвы в постсоветском пространстве. Острый политический кризис в Грузии, возникший в результате спорных парламентских выборов, завершился явно не в пользу России. Отставка президента Шеварднадзе открывает новые возможности для тех политических сил в Тбилиси, которые отнюдь не испытывают дружеских чувств к Москве и практически полностью ориентированы на Запад.
Считается, что падение Шеварднадзе произошло при активном участии Соединенных Штатов. Действительно, коррупция, расцветшая при Шеварднадзе буйным цветом, привела к катастрофическому разорению страны, попирала основы экономической свободы и демократии. Разумеется, Вашингтон не мог равнодушно наблюдать за таким развитием событий. Однако, надо признать, и Москва приложила руку к дестабилизации режима Шеварднадзе.
Теперь уже бывший грузинский лидер давно вызывал раздражение в Кремле. Его неприкрытое заигрывание с США и НАТО, более чем двусмысленная позиция в чеченском вопросе, откровенно антироссийская риторика воспринимались как прямой вызов Москве. Многие в российской элите до сих пор не могут простить Шеварднадзе его односторонние уступки Западу (по ядерному и обычному разоружению, воссоединению Германии, разделу акватории в Беринговом море с США и т.п.) в период перестройки в 1980-е годы.
Москва оказывала на Шеварднадзе мощное давление с использованием разнообразных политических, экономических и спецслужбистских рычагов, которое, в конечном итоге, тоже способствовало его устранению с политической арены. Серьезной политической ошибкой в этой линии было то, что Кремлю так и не удалось создать жизнеспособную пророссийскую оппозицию Шеварднадзе, которая взяла бы власть в случае его отставки.
Корректировать эти промахи пришлось прямо на ходу. Когда перспектива отстранения Шеварднадзе обозначилась со всей ясностью, в Тбилиси срочно вылетел российский министр иностранных дел Игорь Иванов с целью удержать Шеварднадзе от бесславного падения. Расчет, видимо, делался на то, что Шеварднадзе, оставшись у власти благодаря вмешательству Кремля, стал бы более уступчив к российским требованиям. Но этим планам не суждено было сбыться. Оппозиция была настроена исключительно решительно, и миссия Иванова потерпела провал.
Тем не менее, в российском руководстве не оставляют надежд серьезно влиять на расстановку сил в Грузии, добиваться большей лояльности со стороны ее нынешних лидеров. В руках Кремля мощные козыри - тесные связи с Аджарией, Абхазией и Южной Осетией, сепаратистски настроенными регионами Грузии. Их полное и окончательное отделение будет означать конец грузинской государственности, и в Тбилиси этого не могут не понимать.
Едва ли Россия непосредственно заинтересована в развале Грузии; опасность новой гражданской войны в этом случае слишком велика. Однако использование аджарской, абхазской и южноосетинской карты для давления на грузинских политических лидеров вполне вписывается в политическую линию Москвы.
В условиях политической и экономической слабости грузинское руководство мало что может противопоставить этой линии, кроме, пожалуй, дальнейшего сближения с США с целью получить гарантии суверенитета, территориальной целостности и неделимости Грузии. Вопрос в том, как далеко Вашингтон готов пойти навстречу этим устремлениям. Ясно одно: Грузия становится ареной столкновения российских и американских интересов, и это, скорее всего, будет негативно сказываться на двусторонних отношениях между Москвой и Вашингтоном.
Серьезным ударом по российской внешней политике стал и провал московского плана политического урегулирования в Молдавии. Разработанный в недрах кремлевской администрации проект предусматривал создание в рамках этого государства федерации, состоящей из юридически равноправных Молдавии, Приднестровья (с преимущественно русскоязычным населением) и Гагаузии (где проживает в основном тюркское население). Однако руководство в Кишиневе, с которым этот план был вроде бы согласован, в последний момент отказалось от него. В результате президент Путин даже был вынужден отменить свой визит в Молдавию.
В Москве считают, что план Козака был сорван не по инициативе Кишинева, а в результате многосторонних международных усилий. Формально за этим стоит сдержанная позиция ОБСЕ. Однако, как всегда, в Москве подозревают, что главное слово принадлежало Вашингтону, который не хочет укрепления российских позиций в рамках СНГ. "Молдавский эпизод" тоже может бросить тень на российско-американские отношения.
До парламентских выборов в России осталось меньше недели, и накал страстей возрастает. В острой полемике проходят теледебаты. Из-за выявленных нарушений законодательства Центризбирком снял с дистанции около 30 кандидатов из федеральных списков. Согласно закону, прекращена публикация социологических прогнозов в отношении итогов выборов. Последние данные свидетельствуют о том, что "Единая Россия" лидирует достаточно уверенно (26-32 процентов), существенно превосходя КПРФ (19-24 процентов). Что же касается распределения дальнейших позиций, то здесь опросы дают чрезвычайно пеструю картину. Одни прочат третье место ЛДПР с 8-11 процентами, другие считают, что на этот рубеж может выйти СПС и/или "Яблоко". Однако есть мнение, что ни правые, ни "яблочники" могут не перейти 5-процентный барьер. Зато к числу потенциальных фаворитов относят "Родину" (Глазьев-Рогозин-Варенников), которой активно помогает Кремль. У них появился шанс на прохождение думского барьера.
Вместе с тем, предвзятость ряда центров исследований общественного мнения общеизвестна, и действительность непременно внесет серьезные поправки в их прогнозы.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).