Мощный взрыв в московском метро, унесший, по меньшей мере, 39 человеческих жизней, вновь подтвердил, что угроза терроризма стала повседневной реальностью для россиян. При этом, наименее защищенной категорией являются простые граждане, далекие от большой политики. Как всегда, после терактов возникает много вопросов к властям и правоохранительным органам.
Первое. Даже поверхностный анализ мест проведения террористических актов в Москве показывает, что их подавляющее большинство осуществлено в непрестижных, "пролетарских" районах востока и юго-востока столицы. Так было и в случае со взрывами домов на Каширском шоссе и на улице Гурьянова, и еще в 1977 г. при взрыве в метро, в котором были обвинены армянские террористы, и при захвате заложников на Дубровке, и в данном случае. Очевидно, что в этих районах концентрация сил и средств правоохранительных органов гораздо слабее, чем в элитных, прилегающих к правительственным трассам районах запада и юго-запада.
Это обстоятельство явно учитывают боевики при планировании своих акций. А вот принимают ли во внимание это обстоятельство спецслужбы? Пока этого не чувствуется.
Второе. Сразу после теракта в метро в московских политических кругах стали звучать призывы к выдворению из столицы всех нелегальных эмигрантов и вообще "лиц кавказской национальности". Это простой популистский путь. Однако решения проблемы терроризма он не даст, а только усилит социальную и этническую напряженность в обществе. Это будет, скорее, имитация активности, чем поиск эффективных средств борьбы с террором и его организаторами.
Практика показывает, что большинство террористов, участвовавших в прошлых акциях, - полноценные граждане России, проживавшие в Москве на вполне законных основаниях. Используя коррумпированность местных властей и правоохранительных органов, они чувствовали себя в городе вполне вольготно. Обладая значительными финансовыми ресурсами, боевики легко могут прибегать к услугам лиц славянской наружности, не вызывающих подозрений у населения и правоохранительных органов.
Предлагаемая же депортация затронет, в основном приезжих из других республик бывшего СССР, прежде всего, Азербайджана и Средней Азии, а также Китая и Вьетнама, которые, как известно, в активной причастности к терроризму замечены не были. Однако ситуация в стране и результаты выборов в Думу, указывающие на усиление ксенофобии и националистических настроений в обществе, фактически дают карт-бланш мэру Москвы Лужкову на то, чтобы ввести жесткие меры по выдворению иммигрантов и увеличить полномочия милиции. Поможет ли это реальной борьбе с терроризмом? На наш взгляд, вряд ли. Удар властей опять придется мимо реальных гнезд терроризма.
Третье. Теракт в московском метро вновь высвечивает персональную ответственность руководителей спецслужб на происходящее в стране. И после Дубровки, и сейчас никаких отставок и увольнений не последовало. Никто из руководителей спецорганов не подал добровольного прошения об уходе, признав свою беспомощность и некомпетентность. Тем временем президент Путин явно оберегает своих ставленников в ФСБ и МВД от ответственности и критики.
Отсутствие персонального спроса с руководителей правоохранительных органов вырабатывает у них чувство безнаказанности, беспечности. Понимает ли это президент? Судя по всему, нет.
Четвертое. Предупреждения о возможности террористических актов в московском метро звучали со всех сторон в течение длительного времени. Однако создается впечатление, что они в основном игнорировались. Разумеется, можно сослаться на синдром "Не кричи "Волки!", когда многочисленные несбывшиеся предупреждения постепенно ведут к утрате бдительности. Однако это не является оправданием. Стоит напомнить о недавних случаях с отменой авиарейсов в Вашингтон из Лондона и Парижа, когда западные власти и спецслужбы даже по не подтвердившимся сигналам каждый раз действовали четко и решительно.
Были ли российские и московские спецслужбы реально ориентированы на угрозу терактов в метро? Были ли созданы и задействованы необходимые агентурные позиции на этот случай? Положительных ответов на эти вопросы пока не просматривается.
И, наконец, пятое. Получит ли российская общественность удовлетворительные ответы властей на те закономерные вопросы, которые возникли в связи с терактом в Москве, или вновь уйдет от их обсуждения, как это было в случае с Дубровкой? Будет ли проведен политический анализ причин терроризма и выработаны эффективные средства его искоренения? Жесткие высказывания Путина не дают оснований для позитивных ответов и на эти вопросы.
"Россия не ведет переговоров с террористами. Она их уничтожает", - заявил он. Однако, публично отказываясь от контактов с террористами, президент, по сути, искусно подменяет понятия. Ведь чеченский терроризм - это лишь вершина политического айсберга, имя которому - чеченский сепаратизм. В этом плане отказ от ведения переговоров с лидерами чеченского сопротивления сомнителен.
Президентская кампания в России развертывается вяло. Большинство независимых кандидатов, включая и Путина, представили необходимое количество подписей в свою поддержку (2 млн.) и зарегистрированы Центризбиркомом. Правда, у многих выявлены серьезные нарушения в виде фальсификации подписных листов. Так, у Ивана Рыбкина, ярого оппонента Путина, их число превысило 20 процентов. Однако это не помешало зарегистрировать и его. Зато сам Рыбкин внес элемент неожиданной интриги в предвыборную кампанию. На прошлой неделе он опубликовал открытое письмо к избирателям, в котором обвинил нынешнюю власть в попытках повернуть историю вспять, к временам НКВД-МГБ-КГБ, и назвал Путина "самым крупным олигархом в России". А в четверг вечером Рыбкин бесследно исчез, и спецслужбы уже начали его розыск.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).