Сразу после президентских выборов Путин показал, кто реально будет руководить правительством. 19 марта он председательствовал на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономразвития и торговли, которое фактически явилось расширенным собранием правительства. Именно Путин, а не премьер Фрадков, поднимал выступающих, задавал им вопросы, комментировал их заявления. Именно Путин поставил жесткие задачи перед правительством: оптимизация (читай - сокращение) объемов государственной собственности, избавление от отживших производств, сбалансированность бюджетной системы, налоговая реформа, наведение порядка в сфере недропользования. В качестве главной задачи Путин озвучил необходимость борьбы с бедностью.
С этими постулатами трудно спорить. Вопрос в том, как будут достигаться эти цели. Судя по неявной полемике между министром экономразвития и торговли Грефом и министром финансов Кудриным, их взгляды на налоговую реформу пока еще не приведены к общему знаменателю. Не вполне ясно, и как будут бороться с бедностью. Из либеральной экономической классики известно, что есть два способа накормить бедного: можно подарить ему рыбу, а можно дать удочку.
Пока что в правительственной политике просматривается акцент на патерналистский способ решения этой проблемы: государство будет отбирать деньги у богатых и раздавать их бедным, независимо от причин их бедности. Во всяком случае, пока речь не идет ни о создании новых рабочих мест, ни о серьезном анализе социальной структуры бедности в России.
После выборов пропрезидентские силы явно чувствуют себя уверенно, чего нельзя сказать об их конкурентах. Коммунисты, чей кандидат Харитонов занял на выборах второе место, обеспокоены ситуацией в Народно-патриотическом союзе России - левой коалиции, возглавляемой КПРФ. Глава исполкома НПСР Геннадий Семигин находится в жесткой оппозиции к руководству КПРФ и в свое время чуть было не сорвал выдвижение Харитонова кандидатом в президенты. У Семигина достаточно прочные позиции внутри компартии, и Зюганову со товарищи никак не удается устранить его с политической сцены. Если в НПСР произойдет раскол, то он может перекинуться и на саму КПРФ, а это серьезно ослабит партию.
Немалые трудности переживают и правые. Состоявшееся на прошлой неделе заседание Политсовета СПС выявило, что и среди правых существует раскол. В руководство партии отказались войти ее бывшие сопредседатели Ирина Хакамада, Борис Немцов и Егор Гайдар. Фактически СПС превратился в объединение Чубайса и его ближайших сторонников.
Двусмысленной остается и политическая позиция партии. Чубайс и его ближайший соратник по РАО "ЕЭС России" Леонид Гозман заявили, что СПС не будет жестко оппонировать власти, но и не будет ее во всем поддерживать. С такой половинчатой линией больших политических дивидендов не приобретешь. Союзу правых сил не прибавляет сторонников и его критика в адрес Хакамады, выступившей в качестве единственного кандидата от демократической оппозиции на президентских выборах.
К числу международных успехов Путина на прошлой неделе можно отнести временное урегулирование конфликта между Тбилиси и Батуми. Поначалу казалось, что отношения между центральным правительством Грузии и руководством Аджарии зашли так далеко, что военное столкновение неизбежно. Но ситуация разрядилась. Сначала в регион с миротворческой миссией рванулся мэр Москвы Юрий Лужков, причем, судя по всему, о его поездке в Кремле не знали. Имеются подозрения, что главной его задачей было защитить в Аджарии собственность, принадлежащую контролируемым им московским структурам. Лишь потом в переговорный механизм включились российские федеральные структуры, и в конечном итоге грузинский президент Михаил Саакашвили даже поблагодарил Путина за посреднические усилия.
Вроде бы напряженность между Тбилиси и Батуми снята. Однако не следует забывать, что глубинные политические и экономические корни расхождений остаются. Стоит также помнить, что Россия в течение последнего десятилетия активно поддерживала лидера Аджарии Аслана Абашидзе в его стремлении к большей независимости от Тбилиси, используя его в качестве рычага давления на грузинское руководство. Так что можно говорить о том, что нынешний конфликт - в значительной мере продукт российской политики в Закавказье.
Продолжается кадровая чехарда в марионеточном руководстве Чечни. Борьба за руководящие должности в этой республике ведется главным образом между московскими кланами, стремящимися контролировать мощные финансовые потоки, вливаемые в эту республику. Показателен вывод российской Счетной палаты: на восстановление Чечни в 2003 г. было выделено 9 млрд. рублей, а ни один объект так восстановлен и не был. Сейчас премьер Чечни и бывший глава дирекции по ее восстановлению Анатолий Попов от должности отстранен, а на его место назначен ответственный работник Счетной палаты Сергей Абрамов, который ранее уже был министром финансов республики. В свое время он не поладил с другим премьером - Михаилом Бабичем, который пользовался поддержкой московских силовиков. За три года в Чечне уже сменилось четыре премьера. Но масштабы коррупции от этого не уменьшаются.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).