Ведь из этого документа однозначно следует, что цели административной реформы, на которой так упорно настаивал Путин в последние годы, так и не достигнуты. На высшем уровне неоднократно заявлялось о том, что административная реформа проводится для разделения функций органов государственной власти - политических, нормативно-правовых, контрольных и надзорных.
По первоначальной идее министерства должны были осуществлять именно нормативно-правовое регулирование в порученных им сферах. Федеральным службам было бы поручено выполнять функции контроля и надзора. В обязанности федеральных агентств входили бы предоставление государственных услуг, управление государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора.
Однако упомянутый указ президента от 20 мая смешал все органы государственной власти воедино, наделив их всех функциями по принятию нормативно-правовых актов. Тем самым все они оказались равны между собой и теперь различаются только по названиям. Для чего же было начинать административную реформу?
Несмотря на заверения Путина, кадровые изменения в новом правительстве все же произошли. И они носят символический характер. Воссоздано самостоятельное министерство связи, которое в марте было слито с министерством транспорта, а во главе его поставлен ветеран этого ведомства, земляк президента Леонид Рейман.
Назначение Реймана объясняют его близостью к президенту. Это действительно так. Но немаловажную роль, на наш взгляд, сыграло и то обстоятельство, что Рейман персонально отвечал за продвижение на российском рынке телекоммуникаций интересов компании мобильной связи "МегаФон", за которой стоит группировка питерских чекистов. Этой кампании был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, и она быстро вошла в число лидирующих операторов на российском рынке. По-видимому, старания Реймана было решено достойно вознаградить.
На внешнеполитической арене главное внимание было приковано к саммиту Россия-ЕС в Москве. От него многого ожидали. Переговоры Москвы с Евросоюзом по вступлению России в ВТО явно затянулись, и саммит должен был поставить в них логическую точку.
В конечном итоге прямо в ходе саммита компромисс был найден. Россия пошла навстречу главному требованию Евросоюза - об увеличении внутренних цен на газ. Как известно, в России они значительно ниже европейского уровня, что побуждает ЕС рассматривать их как скрытую форму субсидирования и повышения конкурентоспособности российской экономики. Москва обязалась повысить цену за тысячу кубометров газа с нынешних 28 долларов до 37-42 к 2006 г. и до 49-57 к 2010-ому.
Это серьезная уступка, которая может весомо повлиять на российскую экономику в обозримой перспективе. Когда я на днях рассказал об этом решении, выступая на "Народном радио", последовал шквал гневных звонков радиослушателей, возмущенных грядущим ростом цен на энергоносители в угоду брюссельской бюрократии.
Самое главное, россиянам не объяснили, для чего Россия вступает в ВТО, какие преимущества она получит. А ведь повышением внутренних цен на газ, список уступок России Евросоюзу не исчерпывается. К 2007 г. обещано ликвидировать монополию "Ростелекома" на телефонную связь с заграницей. К 2013 г. Россия обязана пересмотреть ставки платежей авиакомпаний Евросоюза за перелет над ее территорией. В течение семилетнего периода Россия также обязана уменьшить импортные тарифы на новые автомобили из стран ЕС и не превышать фиксированных тарифов на его промышленные товары, а также продукты сельского хозяйства и рыболовства.
И, наконец, самое главное, Россия обещала ЕС "ускоренно двигаться к ратификации" Киотского протокола. Именно это решение, на наш взгляд, было главным в успешном торге между Россией и ЕС по ВТО. Ведь без России этот протокол не вступит в силу, а значит страны Евросоюза, которые уже связали себя его обязательствами, не получат планируемой прибыли.
Нельзя не признать, конечно, что и Евросоюз пошел кое в чем навстречу России. Так, от России не потребовали конкретных обязательств по либерализации сферы транспорта, строительства, туризма и сектора финансовых услуг. Россия не отменит запрета на открытие филиалов зарубежных банков. Евросоюз согласился с тем, что Москва будет продолжать субсидировать свое сельское хозяйство в размере 13 млрд. долларов в год.
В то же время очевидно, что достигнутые между Москвой и ЕС компромиссы отнюдь не предполагают быстрого и безболезненного вхождения России в ВТО. Ей еще предстоят достаточно тяжелые переговоры с США и рядом других стран, чья позиция необязательно совпадает с европейской. Кроме того, и в рамках отношений между Россией и ЕС предстоит еще уточнить множество деталей. А как раз в них и могут скрываться существенные трудности. К примеру, обещание России ратифицировать Киотский протокол носит пока весьма общий характер и не подкреплено консенсусом в политической элите. У этого документа в Кремле немало жестких оппонентов, и последнее слово здесь пока не сказано.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).