На прошлой неделе международное внимание было приковано к саммиту "большой восьмерки" в Джорджии (США). В российских политических кругах считают, что президент Путин занял на саммите в целом правильную линию: он не входил в число наиболее непримиримых оппонентов Вашингтона, проявляя необходимую гибкость. И в то же время достаточно твердо отстаивал интересы России, не совпадающие с американскими.
По одной из центральных тем - американской инициативе "Большой Ближний Восток" - Россия заняла осторожную позицию. Россия фактически соблюдала нейтралитет. Главным для Москвы было избежать каких-либо конкретных экономических обязательств по оказанию помощи странам региона. В Кремле считают, что здесь достаточно много богатых государств, которые вполне могут помогать своим соседям в развитии социальной и экономической инфраструктуры.
Поскольку Москва поддерживает тесные связи с рядом государств региона, которые трудно назвать демократическими, в Кремле с плохо скрываемым скепсисом воспринимают идею Вашингтона об укоренении демократических принципов в регионе. Многие видные политики в Москве полагают, что традиционная западная демократия и Восток плохо совместимы.
Путину в целом удалось отстоять позиции в отношении списания иракского долга. Москва категорически против полного списания суммы в 120 млрд. долларов, что предлагали США, однако готова вести переговоры о частичных шагах в рамках Парижского клуба. Позиция Франции, к примеру, по этому вопросу гораздо жестче.
Нелегкими для Кремля были переговоры на Си-Айленде по нераспространению ядерного оружия. Москве, разумеется, очень не нравилась идея США о том, чтобы приостановить на год все поставки материалов и технологий по обогащению урана и плутония странам, которые обладают соответствующими мощностями и специалистами и могут очень близко подойти к созданию ядерного оружия. Реализация этого плана привела бы к приостановке строительства атомной станции в Бушере (Иран), а Россия в нем весьма заинтересована.
Принятая в итоге формулировка носит весьма расплывчатый характер. С одной стороны, "приостановление сотрудничества в ядерной области с государствами, нарушающими режим нераспространения" приветствуется, с другой стороны, Иран конкретно не называется. Однако, если в обозримый период нарушения в Иране будут все же выявлены и обнародованы, Россия может оказаться в неловком положении. Ей либо придется реально пойти на свертывание ядерного сотрудничества с Тегераном, либо взять на себя ответственность за нарушение обязательств в рамках "восьмерки".
На прошлой неделе министр обороны Сергей Иванов одержал очередную победу в борьбе с начальником Генштаба Анатолием Квашниным за полный контроль над вооруженными силами. В пятницу Государственная Дума подавляющим большинством (382 голоса "за") приняла поправки к закону "Об обороне", которые лишают Генштаб оперативного контроля над вооруженными силами и передают эти функции Министерству обороны. Нет никаких сомнений, что этот закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом Путиным.
Разумеется, Сергей Иванов, давний коллега и личный друг президента, пользуется доверием верховного главнокомандующего. Однако, судя по всему, ситуация для него далеко небезоблачная. Счетная палата уличила военное ведомство в неэффективном использовании миллиардных средств. В докладе Счетной палаты об итогах хозяйственной деятельности Министерства обороны, представленном недавно в Госдуму, указывается, что только в 2003 г. минобороны "неэффективно" потратило более 14 млрд. рублей (почти полмиллиарда долларов) или 10 процентов средств, выделенных на содержание личного состава армии и флота. Они были необоснованно истрачены военными, при этом все документы, которые помогли бы выявить виновных, были сожжены сразу после наступления нового 2004 года.
Наиболее заметные нарушения были допущены по линии военно-технического сотрудничества (торговля оружием) с зарубежными странами и продовольственного обеспечения армии. Финансовые нарушения по первой статье составили 740,4 млн. руб., а нецелевые выплаты, обнаруженные при проверке продовольственного снабжения войск, - 283 млн. руб. Несмотря на сокращение вооруженных сил, количество земельных участков и недвижимости в распоряжении Министерства обороны не уменьшается, что также является источником злоупотреблений.
Если объективно оценить цифру финансовых нарушений в минобороны (14 млрд. руб.), то окажется, что она в два раза больше ассигнований на военную реформу (7,2 млрд. руб.). То есть, если бы эти деньги не были разворованы, то Россия вполне могла бы себе позволить эффективный переход на профессиональную армию, который в реальности буксует якобы из-за нехватки средств.
Что стоит за обнародованием результатов расследования Счетной палаты по минобороны? Ведь общеизвестно, что председатель Счетной палаты Сергей Степашин всегда действует с санкции Кремля и не позволяет себе неосторожной самодеятельности. Отдельные эксперты склонны считать, что Путин недоволен деятельностью Сергея Иванова на посту министра обороны и с помощью Степашина подает ему ясные сигналы на этот счет. Однако, скорее всего, речь идет об обычной путинской тактике сдержек и противовесов, направленной на то, чтобы не допустить усиления или возвышения какого-либо одного политика, в данном случае Сергея Иванова. Судя по всему, Путин еще не сделал свой выбор преемника к следующим президентским выборам и не склонен проявлять к кому-либо "наибольшее благоприятствование".
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).