Общественное внимание в России продолжает концентрироваться на деле "Юкоса". Ситуация вокруг компании воспринимается как своеобразная лакмусовая бумажка, характеризующая намерения властей в отношении большого бизнеса. Судя по всему, Путин и его окружение понимают, что открытая ренационализация "Юкоса" через процедуру его банкротства будет чрезвычайно негативно воспринята в стране и мире и нанесет непоправимый ущерб тщательно создаваемой "либерально-реформаторской" репутации президента. Поэтому власть предпочитает действовать тихой сапой, типичными методами спецслужб, используя тайные рычаги, свою "пятую колонну" внутри "Юкоса", для установления не формального, а скрытного, фактического контроля над нефтяным гигантом.
На прошлой неделе руководители и представители трудового коллектива "Юкоса" направили премьер-министру Фрадкову покаянное письмо, в котором возлагают ответственность за неуплату налогов и "постановку компании на грань финансовой несостоятельности" на бывшее руководство и крупных акционеров "Юкоса". Суть предложений этой "пятой колонны" власти сводится к тому, чтобы задолженность "Юкоса" по налогам покрывалась на счет продажи его акций. При этом предполагается, что акции будут размещены "среди заинтересованных инвесторов, одобренных государством". Кроме того, новые руководители "Юкоса" готовы продать часть активов государственным компаниям.
То есть, ситуация выглядит таким образом, что не государство берет "Юкос" под свой контроль, а вроде как сама компания просится под государственную опеку. Путина это вполне устраивает. На прошлой неделе он впервые определенно высказался по делу "Юкоса", заявив, что официальные власти не заинтересованы в его банкротстве. Это заявление привело к резкому росту стоимости акций компании. Однако эта тенденция, скорее всего, носит краткосрочный характер. Если государство будет контролировать продажу акций и активов "Юкоса", то их цена будет невелика, и это негативно скажется на финансовой состоятельности компании.
Что же касается экономической свободы в России, то ситуация вокруг "Юкоса" вновь демонстрирует ее слабость. В то время как власть ведет наступление на базовые принципы экономической свободы, бизнес и общественное мнение демонстрирует свою неготовность отстаивать их решительным образом.
Не очень соответствует декларируемым либеральным целям и проект бюджета правительства на 2005 год. Самой крупной статьей расходов остается национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. Причем, они существенно возрастают. Если в бюджете текущего года они составляют 28,7 процентов всех расходов, то в 2005 г. - уже 31,1 процент. Зато социальные расходы (образование, здравоохранение, социальная политика) напротив, сокращаются - с 13,3% в 2004 г. до 11,5% в 2005 г. Однако в военных кругах недовольны недостаточным увеличением военных ассигнований. Начальник Генштаба Анатолий Квашнин коряво, но вполне недвусмысленно заявил на заседании правительства, что нынешние предложения по бюджету "не дают оснований предполагать о возможности наращивать усилия по обеспечению обороноспособности и выводу вооруженных сил из кризиса".
Характерно, что сами составители бюджета признают его фактическую несостоятельность с точки зрения реализации президентского лозунга об удвоении ВВП к 2010 г. Министр экономразвития Герман Греф заявил на заседании правительства, что динамика роста экономики в 2004-2005 гг. не позволяет выйти на решение этой задачи. В этом году ВВП вырастет не более чем на 6,4%, а в 2005 г. - на 5,9%. Между тем, для удвоения ВВП необходим ежегодный рост в размере 9,3%. Премьер Фрадков решил провести в июле внеочередное заседание правительства по проблеме ускорения экономического роста.
Есть, однако, у проекта бюджета-2005 и некоторые либеральные достоинства: доля государственных расходов в ВВП сокращается. Если в бюджете-2004 она составляет 17,4%, то в 2005 г. этот показатель должен уменьшится до 16,1%. Однако, как считает главный российский либерал, советник президента Андрей Илларионов, процесс уменьшения государственного бремени в ВВП идет крайне медленно и противоречиво, и Россия отстает в этом плане от Китая.
Нельзя сказать, что правительство не понимает неестественности нынешней экономической ситуации в России с точки зрения источников поступления доходов. Ведь на нефть и природный газ приходится значительно больше половины стоимости российского экспорта. Как заявил на санкт-петербургском международном экономическом форуме премьер Фрадков, "постепенно исчерпывается потенциал роста, связанный с сырьевым фактором". Это вполне тривиальное признание. Сенсацией же стало заявление Фрадкова о том, будто в ближайшие годы доля сырьевого экспорта в росте ВВП сократится более чем в три раза.
Все ожидали от Фрадкова радикальных инициатив относительно способов достижения этой цели. Однако он ограничился опять-таки тривиальными, неконкретными лозунгами - искать новые источники роста, диверсифицировать экономику, укреплять позиции российских компаний на внутренних и внешних рынках, улучшать экономический климат. Тем временем логика роста цен на энергоносители на мировых рынках решительно опровергает теоретические построения премьера, и финансовая зависимость России от сырьевого экспорта возрастает.
Во внешнеполитическом плане отчетливо просматриваются попытки Путина максимально диверсифицировать российскую внешнюю политику, придать ей динамизм по всем азимутам. Практически сразу же после саммита с западными лидерами в Си-Айленде президент отправился в столицу Узбекистана Ташкент, где провел важные двусторонние переговоры и принял участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества.
Москва явно стремится упрочить свои позиции в Центральной Азии, которые, как считают в кремлевской политической элите, серьезно ослабли в результате распада СССР и военно-политического и экономического проникновения США в регион. С Узбекистаном подписан долгосрочный газовый контракт, который предполагает огромные инвестиции (1 млрд. долларов) со стороны российского "Лукойла" в разведку и добычу углеводородных запасов на юго-западе Узбекистана. Экономически этот контракт чрезвычайно выгоден Ташкенту, а политически дает мощные рычаги влияния Москве. Примечательно, что узбекский лидер Ислам Каримов пошел на подписание с Кремлем военно-политического договора о стратегическом сотрудничестве, хотя до сих пор он считался одним из наиболее проамериканских политиков в регионе.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).