Убийство депутата Государственной Думы, сопредседателя партии "Либеральная Россия" Сергея Юшенкова высветило целый ряд серьезных проблем современной России. Во-первых, неспособность институтов государственной власти обеспечить безопасность граждан и, в частности, политиков. Заказные убийства прочно вошли в повседневную жизнь страны, а их раскрываемость практически равна нулю. Характерно, что не были установлены организаторы и исполнители ни одного из убийств депутатов Госдумы. А один из них - кубанский депутат Юрий Поляков, председатель колхоза, - вообще исчез и даже не числится среди погибших, хотя правоохранительные органы считают, что он пал жертвой криминальных разборок.
У общества накопилось много вопросов и претензий к правоохранительным органам, особенно к их руководителям, входящим в узкий круг особо приближенных к президенту лиц. Слишком много провалов в их деятельности в последнее время…
Вторая проблема - слабость гражданского общества, прежде всего, политических партий. Они находятся в сильной зависимости от бюрократии. Никто не оспаривает тот факт, что Сергей Юшенков был честным человеком. Сейчас этот вопрос носит чисто риторический характер. Ушедшего не вернуть.
Едва ли есть в нынешней России влиятельные силы, заинтересованные в объективном и полном расследовании убийства депутата Юшенкова. Ведь он не был удобен для властей, критиковал политику в Чечне, наступление на права и свободы, пробуксовывание военной реформы. И хотя его голос звучал не слишком громко, нынешняя власть его не любила, для нее он был чужаком. Она не смогла или не захотела защитить его, она не будет бороться до конца, чтобы его убийц покарал закон.
В сфере внешней политики в высших российских эшелонах продолжается определенная растерянность после завершения войны в Ираке. "Американская победа в Ираке стала неприятным сюрпризом для российской политической и военной элиты, которая строила свои планы на предположении, что американцы увязнут в Ираке", - цитируют меня "Москоу таймс" (цитата приводится в обратном переводе с английского). Москва явно озабочена тем, что ей явно не находится места в политическом и экономическом урегулировании в послесаддамовском Ираке. Показательно, что Россия, при Саддаме постоянно выступавшая за снятие санкций ООН против Багдада, теперь возглавляет фронт противников их отмены. Причем, выдвигаются абсолютно искусственные аргументы: дескать, международные наблюдатели должны на месте убедиться в отсутствии оружия массового поражения у Ирака, и только тогда можно обсуждать вопрос о снятии санкций.
За противодействием снятию санкций стоит желание Москвы четко обозначить свою заявку на участие в послевоенном экономическом обустройстве Ирака. В Кремле не без основания опасаются, что нефтяные контракты российских компаний, заключенные во времена Саддама, будут признаны ничтожными и российский бизнес окажется за бортом иракской нефти.
Серьезным ударом для Москвы стало развитие событий вокруг Северной Кореи. Несмотря на активные попытки Кремля вмешаться в процесс урегулирования и играть роль посредника между Пхеньяном и Вашингтоном, Россия оказалась отстраненной от многосторонних переговоров, связанных с выходом Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия. В них примут участие только представители Северной Кореи, США и Китая. Это обстоятельство отражает тот непреложный факт, что именно и только Пекин располагает реальными рычагами политического и экономического влияния на Пхеньян и способен выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами. Обозначившиеся в последнее время претензии России на лидерство в Азиатско-тихоокеанском регионе явно не подкрепляются ее экономическим и политическим весом.
В этих условиях Путин делает основную ставку на сплочение вокруг Москвы государств СНГ. Вновь реанимируется идея евроазиатского экономического сообщества, которое позволило бы России активнее защищать свои экономические интересы в "ближнем зарубежье". Однако и партнеры Москвы не лыком шиты. Для них новое экономическое объединение - это средство решения своих проблем за счет "богатой России". Найти равнодействующую этих интересов не так-то просто. Хотя на словах все - за дальнейшую интеграцию, в реальности, как показали переговоры Путина с лидерами Казахстана, Украины и Белоруссии на прошлой неделе, ситуация далеко не простая. Сохраняются расхождения относительно перехода на российский рубль как единую валюту, характера интеграционных механизмов.
Особенно много проблем между Россией и Украиной. В Москве косо смотрят на попытки Киева вступить в ВТО на условиях, не согласованных с "большим братом". Раздражает и протекционистская линия Киева по сахару, черным металлам и трубам. Так что о едином экономическом пространстве пока говорить преждевременно. Даже при вступлении в него Белоруссии и Казахстана, но без Украины, оно будет неполноценным. Установить же экономический контроль над Украиной Москве никак не удается и вряд ли удастся. Прозападные тенденции в Киеве берут верх.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).