Президент Путин продолжает административную реформу. На прошлой неделе было объявлено о реформировании Федеральной службы безопасности. Ничего неожиданного не случилось. Как и во всех других ведомствах, сокращено количество заместителей, зато приподнят статус руководителя. Глава ФСБ теперь приравнен к федеральному министру, расширены его кадровые полномочия. Поменялись названия: департаменты ФСБ стали службами.
В преддверии реформы ФСБ многие опасались, что Путин пойдет по пути восстановления прежнего КГБ, объединив ФСБ с Федеральной службой охраны и Службой внешней разведки. Однако и этого не произошло, оба упомянутых ведомства пока сохранили свою самостоятельность. По-видимому, Путин понимает, что восстановление КГБ в его советской ипостаси было бы чрезвычайно негативно воспринято на Западе, да и внутри страны. Таким образом, реорганизация ФСБ прошла в чисто косметических рамках.
Как давно предсказывалось, долговременное противостояние между министром обороны Сергеем Ивановым и начальником Генштаба Анатолием Квашниным закончилось отставкой последнего. С самого начала их конфликта было ясно, что Иванов возьмет верх: все-таки он особа, приближенная к президенту. Однако Путин не хотел сбрасывать со счетов и Квашнина. Он опытный аппаратчик, мастер интриги, и такие люди Путину нужны. Показателем "мастерства" Квашнина может служить то, что за время своего пребывания на посту начальника Генштаба он успешно "съел" двух министров обороны - Игоря Родионова и Игоря Сергеева. Однако в последнее время Квашнин стал препятствием на пути военной реформы, декларируемой Путиным. Накопились претензии к Генштабу и у министра Сергея Иванова. Генштаб решили реорганизовать, уменьшив его значение, а Квашнина убрать.
В обычной путинской манере никаких объяснений отставки Квашнина не дано. Помимо него, уволен ряд генералов минобороны, внутренних войск и ФСБ, отвечавших за Северный Кавказ. Это дает повод для предположений, что непосредственным толчком к отставке Квашнина стали недавние события в Ингушетии, где все силовые структуры "прозевали" крупномасштабное нападение боевиков. Однако опять-таки внятно об этом в указах Путина об увольнении военачальников не говорится. К тому же, со времени событий в Ингушетии прошло больше месяца. А ведь общемировая кадровая практика говорит о том, что политическое и воспитательное значение отставок виноватых действенно, когда следует незамедлительно и с ясной мотивировкой.
Пришедший на замену Квашнину генерал-полковник Юрий Балуевский - гораздо менее значимая политическая фигура, чем бывший начальник Генштаба. У него меньший опыт командования войсками, но зато он может похвастаться лучшим знанием международных реалий (он участвовал в российско-американских переговорах по стратегическим потенциалам). Его назначение свидетельствует о том, что Кремль ужесточает свой контроль над вооруженными силами и не желает видеть во главе Генштаба сильную фигуру.
Реформа силовых структур призвана завершить начатую Путиным общую административную реформу. Ведь большинство гражданских министерств уже перестроено. На этом фоне достаточно странно смотрится президентское решение о создании новой комиссии по вопросам совершенствования государственного управления во главе с руководителем кремлевской администрации Дмитрием Медведевым. Такую комиссию следовало создать до реформирования, а не в его завершение. Может получиться так, что рекомендации комиссии пойдут вразрез с уже сделанным и реструктурирование федеральных органов придется начинать заново. А это достаточно дорогостоящее удовольствие.
О деле "Юкоса". На прошлой неделе в суде над Ходорковским и Лебедевым было оглашено обвинительное заключение против них. То, что инкриминируется Ходорковскому, затрагивает, в основном, процессы приватизации середины 1990-х гг., когда законодательство было противоречивым и часто менялось. Вполне логично, что Ходорковский отверг предъявленные ему обвинения. Он намерен доказать, что это "бездарная попытка" списать на него ошибки в законах о приватизации и в последующей деятельности госорганов.
Более того, Ходорковский пытается перейти в наступление. Поскольку его предложения об урегулировании с правительством вопроса о налоговых недоимках не прошли, он потребовал отставки председателя совета директоров "Юкоса", бывшего председателя Центробанка Виктора Геращенко, который, как считает Ходорковский, не справился со своими задачами по налаживанию диалога с властями. Геращенко, естественно, уходить не хочет. Похоже, здесь возникает еще одна тупиковая ситуация, которая не идет на пользу "Юкосу".
На внешнеполитическом фронте обратила на себя внимание встреча Путина с российскими послами, прошедшая на прошлой неделе в МИДе. Здесь Путин тоже говорил о реформе ведомства. Она носит еще менее значимый характер, чем в ФСБ. Количество заместителей министров сокращено всего с 12 до 7, число департаментов - с 38 до 35, а личный состав - вообще на символическую цифру (с 3288 до 3028). Но не это главное.
Как отметили многие наблюдатели, освещавшие эту встречу, российский МИД во многом все еще живет по советским стандартам. Это и неработающие лифты, и очереди в столовых. А также и менталитет. Даже с первого взгляда на аудиторию было видно, что большинство российских послов за рубежом - люди в возрасте, воспитанные еще советской дипломатией. Именно им были адресованы некоторые президентские пассажи, свидетельствующие об определенном недовольстве Путина политическими позициями посольского корпуса. Так, в отношении СНГ президент заметил: "Не стоит увлекаться сентенциями, что никто, кроме России, не имеет права на лидерство. Это убаюкивающий, дезориентирующий и в корне неправильный подход". А в отношении Евросоюза президент заявил: "В присоединении к ЕС новых членов можно и нужно найти преимущества и на деле обернуть их для нашей пользы".
Таким образом, Путин слегка дистанцировался от свойственных российской дипломатии имперских амбиций, через призму которых любое сближение бывших советских республик с Западом, будь то США или Евросоюз, воспринимается как прямой вызов или даже угроза безопасности России.
Довольно жестко Путин отозвался о качестве мидовской информации. Он заявил, что "руководителям посольств не стоит выступать исключительно в роли почтальонов и просто механически транслировать в центр запросы партнеров". Такие призывы звучат на совещаниях в МИДе не одно десятилетие, но мало что меняется. Послы явно не хотят брать на себя ответственность и фильтровать информацию на месте, полагая, что в Москве это сделают лучше.
Не обошел Путин своей любимой темы об улучшении российского имиджа за рубежом. Он попенял послам за то, что в странах их пребывания представления населения о России часто далеки от реальности и не редки плановые кампании по дискредитации России, наносящие ущерб государству и российскому бизнесу.
Разумеется, в сфере публичной дипломатии работы для Москвы - непочатый край. Однако даже если допустить конспирологическую злонамеренность Запада, якобы стремящегося выставить Россию в черном свете, все равно очевидно, что Москва дает обильную пищу для негативных оценок своей внутренней и внешней политики. Например, с точки зрения инвестиционной привлекательности России за рубежом одна только неуклюжая возня вокруг "Юкоса" решительно перевесила все плюсы, связанные с некоторой либерализацией экономического законодательства. В действительности западные СМИ отражают ту обеспокоенность ситуацией в России, которая реально существует и в западной элите и в широких общественных кругах за границей. Так что, выражаясь языком русской поговорки, "нечего на зеркало пенять, коль рожа крива".
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).