В российской политической элите продолжают ломать копья вокруг предложений Путина о политической реформе. А тем временем Кремль не замедлил внести соответствующие законопроекты в Федеральное Собрание, и они смотрятся еще жестче, чем первоначальные заявления президента. К примеру, если для назначения губернатора президенту нужно формальное согласие местного законодательного собрания, то отстранить его он может самостоятельно.
Или, скажем, в своих предложениях Путин не упоминал о судебной реформе. На деле же в Совете Федерации уже рассматриваются законодательные инициативы, которые фактически встраивают суды в президентскую вертикаль. Таким образом, помимо контроля над законодательной властью президент получает и бразды правления над судебной. Вся цивилизованная система сдержек и противовесов, которая только начала складываться в России, полностью разрушается.
Голоса критиков президентской линии звучат уже даже на самом верху. Экономический советник президента Андрей Илларионов в мягкой форме осудил предлагаемый отказ от всеобщих выборов губернаторов. Он акцентировал то обстоятельство, что конкуренция всегда лучше монополии. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, известный своей лояльностью Путину, робко, но все же высказался против избрания депутатов в Госдуму исключительно по партийным спискам. По его мнению, по крайней мере, 20 процентов депутатов надо избирать в одномандатных округах.
Кремль болезненно воспринимает любую критику в свой адрес. Электронные СМИ не упоминают о фактах несогласия с президентской линией. Письмо 115 западных политиков и экспертов, выразивших озабоченность по поводу авторитарных изменений во внутренней и внешней политике Россию, либо было вообще обойдено молчанием, либо квалифицировалось как происки врагов России. Ничего не сообщалось на основных телеканалах и о том, что в теледебатах кандидатов в президенты США Буша и Керри обеспокоенность в связи с негативными переменами в России также звучала.
Народ же, как это часто бывает в России, безмолвствует. Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян (66%) вообще не знают о предложениях Путина, а остальные слабо понимают их смысл. Тем не менее, принципиальная позиция большинства россиян коренным образом расходится с замыслами президента. Так, считается, что интересы избирателей лучше всего отстаивают депутаты-одномандатники, а не представители аморфных, базирующихся в Москве партий.
Точно так же большинство полагает, что губернаторов должно избирать местное население, причем из числа местных политиков. Тревогу вызывает возможность прихода к власти в регионе какого-нибудь "варяга", скорее всего, ставленника Путина из Санкт-Петербурга.
К тому же, несмотря на все ухищрения власти, в сознании населения не укладывается, что политические реформы Путина якобы логически вытекают из необходимости борьбы с терроризмом в стране. Однако весь этот протестный потенциал не реализуется в каких-либо отрытых формах, прежде всего, ввиду слабости институтов гражданского общества и жесткого государственного контроля над СМИ. Так что серьезных препятствий на пути реализации президентских инициатив пока не просматривается.
Тем временем инвестиционная ситуация в России ухудшается. Попытки кабинета министров убедить потенциальных инвесторов в привлекательности страны для капиталовложений не срабатывают. На прошлой неделе, например, первый вице-премьер правительства Александр Жуков уверял западных представителей в высокой степени стабильности налоговой системы, эффективном продолжении приватизации, высоком экономическом росте и низких темпах инфляции. Однако тот же Жуков вынужден был признать, что западные инвесторы в Россию не торопятся, обходят стороной российскую экономику за исключением топливно-энергетических отраслей. В 2004 г. отток капиталов из России уже составляет порядка 15-17 млрд. долларов, что существенно превышает внутренние инвестиции.
Однако выводы из этого факта Жуков делает явно неверные. Он объясняет бегство капиталов не ухудшающимся инвестиционным климатом, отпугивающим инвесторов, а состоявшейся легализацией вывоза капитала.
Независимые же исследования дают иную картину. Россия сама разрушает собственные конкурентные преимущества. Несмотря на все разговоры о прибыльности и привлекательности внутреннего рынка для иностранных инвестиций, правительство ничего не делает для того, чтобы реально заинтересовать иностранных инвесторов. Неуклюжие действия власти и спецслужб в отношении бизнеса, как это показало дело "Юкоса", только усугубляют ситуацию. Россия перманентно является нетто-экспортером капитала, то есть, кредитует другие страны, прежде всего, Запад. В Россию эти деньги практически не возвращаются, даже в виде прибыли.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).