На прошлой неделе президент Путин произвел новые назначения в правительстве. Борис Алешин и Галина Карелова стали вице-премьерами. Эти, на первый взгляд, рутинные кадровые решения имеют серьезный политический смысл.
Во-первых, становится ясно, что административная реформа, о необходимости которой так много говорилось и говорится в верхах, пока не реализуется. Выдвижение двух новых премьеров является, по сути дела, возвратом к схеме 2001 года. То есть, за два года разговоров о реформе правительственного аппарата никакого прогресса не достигнуто. Гора родила мышь.
Смысл последних назначений ясен: Путин по-прежнему стремится к выстраиванию жесткой вертикали власти и контролю над всеми сферами политической и экономической жизни в стране. Особенно отчетливо это видно в восстановлении должности вице-премьера по промышленности, которую занял Алешин. Получается, что, несмотря на все либеральные заявления руководящих лиц, государство продолжает активное вмешательство в регулировании чисто экономических и производственных вопросов. Фактически, государственный контроль над экономической сферой становится жестче.
Выдвижение Кареловой в качестве куратора социальной сферы - тоже знаковый шаг нынешней власти. В условиях всеобщей феминизации политики в мире (в Финляндии, скажем, женщины занимают посты и президента, и премьера) Путину необходимо продемонстрировать Западу, что и в России женщины играют важную политическую роль. Хотя на самом деле в сравнении с другими странами их доля в представительных органах и политических структурах совсем невелика. Если их и продвигают наверх, это, как правило, либо социальная, либо культурно-образовательная сфера, как это и было при советской власти. Больших изменений в гендерной политике номенклатуры с тех пор не произошло. Кондолизы Райс среди российских женщин пока не предвидится.
Еще один вывод по последним назначениям. Судя по всему, Путин пришел к выводу, что факт рождения того или иного деятеля в его родном Санкт-Петербурге еще не является гарантией его компетентности и эффективности в качестве государственного руководителя. Ни Карелова, ни Алешин к питерской группе не относятся: она начинала свою карьеру на Урале, а он москвич. Их вхождение во власть вряд ли отвечает интересам питерской группировки, сложившейся вокруг Путина. Зато их можно считать протеже премьера Касьянова. Во всяком случае, у обоих уже есть опыт работы с ним в правительстве.
Следует полагать, что оба новых вице-премьера сразу столкнутся с серьезными аппаратными трудностями. В отличие от своей предшественницы Валентины Матвиенко Карелова не обладает большим опытом публичного политика. Она перескочила через ступеньку - из заместителей министра сразу в вице-премьеры, и ей будет непросто строить отношения со своими прежними боссами, прежде всего, министром труда и социального развития Александром Починком, который как раз является известным публичным политиком.
Нелегко будет и Борису Алешину. Согласно распределению функций в правительстве, он будет курировать вопросы военно-технического сотрудничества, то есть, торговлю оружием. Однако желающих заниматься этим прибыльным делом в высших эшелонах власти предостаточно и без него. Только что в Кремле появился советник президента по вопросам ВТС Александр Бурутин. Существует еще комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества, возглавляемая самим президентом. Кроме того, есть комитет по военно-техническому сотрудничеству, возглавляемый замминистра обороны Михаилом Дмитриевым, и единственный госпосредник в области торговли оружием "Рособоронэкспорт", гендиректором которого является Андрей Бельянинов. Оба этих деятеля, как и президент, - выходцы из внешней разведки, однако общий язык друг с другом находят с трудом, так как отстаивают интересы разных финансово-промышленных групп и заинтересованы в укреплении позиций своей собственной организации.
Наконец, есть еще министр промышленности Илья Клебанов, выходец из Питера, ставленник военно-промышленного комплекса. Он уже занимал должность вице-премьера, курировавшего эту сферу, где сформировал подотчетную лично ему систему управления. Неудивительно, что он вошел в конфликт с премьером Касьяновым и, несмотря на расположенность к нему президента Путина, все же потерял вице-премьерскую должность. Однако кураторство над отраслью он сохранил.
В этих условиях жесткой конкуренции и подковерной борьбы Алешину придется искусно маневрировать, продвигая свои интересы, ассоциированные с авиационной и электронной промышленностью, но и учитывая запросы коллег. Скорее всего, он расстанется с Клебановым и попытается ограничить полномочия Дмитриева и Бельянинова. Но, разумеется, верховным арбитром в каждом случае будет сам Путин. Такую привлекательную в финансовом отношении сферу, как торговля оружием, президент будет и впредь твердо контролировать лично.
Набирающая обороты предвыборная кампания приносит все новые сюрпризы. Партия "Яблоко" во главе с Григорием Явлинским выступила инициатором вынесения вотума недоверия правительству Касьянова. Обычно этот лозунг выдвигала КПРФ. Сейчас же "Яблоко", ощущая свою слабость перед декабрьскими выборами в Думу, тоже решило сделать резкую критику правительства своей главной избирательной темой.
В отличие от коммунистов Явлинский не ограничился конкретными претензиями к правительству, а обвинил его во всех мыслимых и немыслимых грехах: "неспособности решать стратегические вопросы, связанные с постиндустриальным развитием страны, доведении до запущенного положения вопросов безопасности, отсутствии серьезных решений в области налогов, малого бизнеса и естественных монополий, ненормальном инвестиционном климате, далеком от требований, которые ему предъявляют".
Инициатива "Яблока" не имеет никаких шансов на успех. В лучшем случае ему удастся набрать 90 подписей депутатов для начала процедуры вынесения вотума недоверия. Собрать же необходимое большинство в 226 голосов не получится ни при каком раскладе сил: проправительственные фракции имеют убедительное большинство.
Вряд ли жесткая антиправительственная линия принесет большие дивиденды Явлинскому. То обстоятельство, что он готов в этом деле идти на сотрудничество с коммунистами, работает против него. Либеральный электорат "Яблока", хоть и недоволен экономической линией правительства, тем не менее, не любит коммунистов. Если Явлинский слишком далеко зайдет в своем антиправительственном флирте с КПРФ, то многие "яблочники" могут от него отвернуться и проголосовать за правых. Рассчитывать же на то, что привлечь протестный электорат, обычно голосующий за коммунистов, Явлинскому не приходится. Там ему не доверяют из-за его участия в процессе ельцинских реформ в начале 1990-х гг.
Во внешнеполитической сфере главным событием стало подписание в Таджикистане нового договора о коллективной безопасности в постсоветском пространстве. Он окончательно зафиксировал военно-политическое размежевание между государствами бывшего СССР: в него вошли только шесть из них - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Обращает на себя внимание, что практически каждое государство, примкнувшее к России в рамках этого оборонительного союза, испытывает определенные трудности в отношениях со своими соседями и с Западом и ищет покровительства "большого брата". Свою военную слабость они рассчитывают компенсировать за счет Москвы.
В свою очередь, в Кремле усматривают в новом договоре механизм укрепления российских позиций по периметру национальных границ на Западе, в Закавказье и Центральной Азии, где она тоже сталкивается с вызовами своей безопасности. В определенной мере ДКБ можно считать российской альтернативой расширению НАТО. Россия стремится показать Западу, что у нее есть военно-политические союзники и она не одинока в своих стремлении укрепить собственную безопасность. Однако уже сейчас очевидно, что становление нового военно-политического союза будет длительным и трудным. Экономическая ситуация в его странах-участницах не позволяет выделять серьезные средства на нужды обороны. Расчеты на то, что Россия заплатит за всех, не имеют под собой реальной почвы. Ведь уроки американской победы в Ираке подвигли, наконец, российское руководство к некоторому ускорению военной реформы, в частности, к переходу на контрактную армию, а это потребует крупных ассигнований. Так что образование нового оборонительного союза пока носит, скорее, по литико-пропагандисткий, чем прикладной военный характер.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).