Новогодняя пора традиционно бедна выдающимися политическими событиями. Но это хороший повод подвести некоторые итоги развития страны, ее внутренней и внешней политики. Нельзя сказать, что ушедший 2004 год был для России успешным с точки зрения продвижения к рыночной экономике, демократии и правовому государству.
Главными событиями, как считает большинство россиян, стала серия террористических актов, увенчавшаяся трагедией в Беслане. Она не столько высветила существующую угрозу терроризма, сколько продемонстрировала беспомощность властей в ее отражении. Население страны окончательно перестало ощущать себя в безопасности, но государственная власть, судя по всему, этого не осознала. Никто из государственных чиновников, отвечающих за безопасность, не понес ответственности за неспособность предотвратить взрывы в Москве, подрыв самолетов, захват заложников в школе.
Вместо серьезного и открытого диалога с обществом об опасности терроризма Кремль предпочитает манипулировать общественным сознанием, жестко контролировать СМИ и общественные организации. Более того, под предлогом борьбы с терроризмом осуществляются политические преобразования, направленные на усиление контроля и над другими институтами гражданского общества - политическими партиями, парламентом, региональными органами власти. Система сдержек и противовесов, только начавшая зарождаться в России в 1990-х гг., практически уничтожена.
Во внутренней политике еще более отчетливо проступили авторитарные тенденции. Свое переизбрание на второй срок президент Путин воспринял как карт-бланш для безграничного усиления собственной власти. Во многих случаях это происходит не очень заметно, но весьма последовательно. Отмена прямых выборов региональных лидеров, изменения в правилах избрания Государственной Думы, ограничение числа партий через увеличение их обязательной численности по существу сводят на нет возможность какой-либо реальной политической оппозиции в стране.
Авторитарные тенденции явственно проявились и в экономической сфере. Либеральные лозунги окончательно отброшены, и им на смену пришла откровенная этатистская модель, характеризующаяся исключительно высокой степенью вмешательства бюрократии в экономику. Это отчетливо проявилось в выдвижении президентских ставленников на руководящие посты в крупнейших энергетических и военно-промышленных монополиях и, особенно, в афере вокруг "Юкоса". Узкий круг бюрократов, входящих в окружение президента, фактически подмял под себя наиболее прибыльные отрасли экономики. Рыночные принципы, прежде всего, уважение частной собственности, отодвинуты на задний план.
Все больше обнаруживается некомпетентность экономического руководства страной. Вопреки исключительно благоприятной международной конъюнктуре, прежде всего, высоким ценам на энергоносители, экономический рост замедляется, появляются признаки стагнации. И если президент еще продолжает твердить о такой стратегической цели, как удвоение ВВП в течение десятилетия, то его экономические советники и министры откровенно не верят в возможность осуществления этой задачи. Правда, президенту в глаза об этом они не говорят. Двоемыслие, то есть разрыв между словами и делами, между статистикой и реальностью, вновь, как в советские времена, входит в российский обиход. Опросы показывают, что 87 процентов россиян не видят успехов в экономике. Большинство ожидает только ухудшений от действий правительства.
При минимальных успехах развития передовых отраслей экономики вновь наметился серьезный крен в сторону усиления военно-промышленного комплекса. Наращивается производство стратегических ядерных средств - межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок. Увеличивается экспорт вооружений. Укрепление экономических позиций ВПК логично трансформируется в усиление его влияния на внутреннюю и внешнюю политику.
2004 год ознаменовался нарастанием конфронтационных тенденций в отношениях между Россией и Западом. Создается впечатление, что круг недругов России расширился. Наряду с традиционной антиамериканской риторикой, завуалированный под лозунг борьбы с "однополярным" миром, обозначился и антиевропейский компонент. Российский политический истеблишмент болезненно воспринял расширение НАТО и Евросоюза на Восток. Противоречия между Россией и Европой по целому ряду направлений усугубились. Москве не нравится критика ее действий в Чечне, на Украине и в сфере базовых прав и свобод человека, игнорирование российских обвинений в нарушении прав русскоязычного населения в странах Балтии, настойчивые требования Западной Европы о гармонизации внутренних и внешних цен на энергоносители. Чтобы развязать некоторые узлы с Евросоюзом, Россия пошла на ратификацию антирыночного Киотского протокола, сомнительного со всех точек зрения, но ожидаемых уступок не получила. Сотрудничество с Евросоюзом на ключевых направлениях политики и экономики близко к точке замерзания.
Отношения с Соединенными Штатами в прошедшем году практически топтались на месте: не было ни серьезных прорывов, ни угрожающих спадов. Обе страны объединяет задача борьбы против международного терроризма, но становится все яснее, что каждая из них понимает его характер, причины и приоритеты в борьбе с ним по-разному. Нарастание авторитарных тенденций внутри России, реализация имперских амбиций диктата применительно к Грузии и в ходе президентских выборов на Украине не могли не сказаться на отношении американской элиты к России.
В Москве отдают себе отчет о нарастании скепсиса в Вашингтоне в отношении России и довольно пессимистично оценивают перспективы развития связей с США в наступившем году. Считается, что новая администрация Буша будет занимать более жесткую позицию в отношении Кремля, требуя от него конкретных разъяснений по тем аспектам внутренней и внешней политики, которые вызывают озабоченность у Америки.
Обозначившаяся изоляция России от Запада, которая наглядно проявилась в свете событий на Украине и в Грузии, вынуждает Кремль все больше ориентироваться на своих восточных и южных соседей. Активно идет заигрывание с Китаем и Турцией, поддерживается сомнительное сотрудничество с Ираном и Северной Кореей, интенсивно развиваются военные связи с Индией. Россия пытается усилить свои позиции в Центральной Азии, используя военные и экономические рычаги и закрывая глаза на антидемократический характер многих режимов в этом регионе.
Что думает обо всем этом Путин? Каковы его действительные взгляды на жизнь? Думается, что привитое ему в ходе его карьеры инстинктивное стремление к тотальному контролю сыграло с ним дурную шутку. Да, его личная власть беспрецедентно усилилась, но в то же время он стал заложником определенной группы лиц, исповедующих такие же взгляды, как и он. Это упрощенное видение мира через призму "свой-чужой", "черное-белое", "игры с нулевой суммой". Все, что не вписывается в привычную для него картину мира, объявляется происками врагов - внутренних и внешних. Те, кто считает так же, входят в его ближайшее окружение и, по существу, неприкосновенны. А оппоненты плавно из власти устраняются. Примечательно, что первым знаменательным событием в новом году стало отстранение от реальной работы по подготовке встреч "Большой восьмерки" президентского советника Андрея Илларионова, известного своими либеральными взглядами и критикой интервенционистских действий Кремля. Это серьезный предупредительный сигнал и самому Илларионову, и всем оставшимся инакомыслящим политикам в России.
В России уже обратили внимание на то, что в очередном издании "Индекса экономической свободы", осуществляемым Фондом "Наследие" совместно с газетой "Уолл-стрит джорнэл", рейтинг России вновь понизился. Это отражение реальной тенденции. И итоги 2004 г., которые материализуются уже в следующем "Индексе", вряд ли будут выглядеть лучше. Стоит напомнить, что и по индексам политической свободы Россия в этом году также откатилась назад.
Действительно ли все так безнадежно, как это представляется при ознакомлении с фактами российской действительности? По-видимому, нет. За годы противоречивого продвижения России к демократии и рынку все же сложились определенные механизмы и институты, органически противостоящие авторитаризму. Это, прежде всего, частная собственность и воспроизводимый ею малый и средний бизнес. Это хоть и слабые, но реально существующие общественные организации и СМИ. Это, наконец, мировое общественное мнение и реальная политика стран Запада, с которыми Кремль и лично Путин вынужден считаться. Дальнейшие пути развития России во многом зависят от того, насколько действенными и сильными окажутся эти механизмы.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).