Главным событием прошлой недели стало ежегодное обращение президента Путина к Федеральному Собранию 16 мая. Оно носило явно предвыборный характер. Путин откровенно пытался преувеличить свои успехи и выдвинуть популярные лозунги. Показательно в этом плане, что он подводил итоги не одного только прошлого года, а сразу трех лет своего правления, а к числу достижений отнес и те процессы, в частности, в сфере военной и административной реформы, которые, в общем-то, топчутся на месте. Не преминул президент "лягнуть" и своего предшественника Б. Ельцина: он упомянул о том, что за три года пришлось разбирать завалы проблем.
С точки зрения классического либерализма словесное обрамление путинского послания может только приветствоваться. Его речь пестрела упоминаниями о гражданском обществе, демократии, правах человека, конкурентоспособности, защите прав собственности, экономической свободе. Однако о конкретных механизмах, которые способствовали бы реализации этих правильных постулатов, сказано практически не было. И это ставит под вопрос, действительно ли эти либеральные идеи найдут полноценную реализацию в России.
Предварительный контент-анализ выступления Путина указывает на три ключевых слова, наиболее часто использованных им в тексте. Это консолидация, конкурентоспособность и сильное государство. Попытаемся разобраться, насколько осуществимы эти программные цели президента. Консолидация, разумеется, - это хорошо. Однако возможна ли она в нынешнем, стратифицированном российском обществе? Оно весьма неоднородно. Сам президент признал, что четверть населения живет ниже прожиточного минимума. Коммунисты, опирающиеся на бедные слои населения, постоянно выступают за отставку кабинета, а правление Путина иначе как антинародным не называют. Рост политического экстремизма в стране тоже не свидетельствует о тенденции к консолидации.
В качестве примера позитивного политического урегулирования Путин привел Чечню, ссылаясь на проведенный там конституционный референдум. Однако это был, пожалуй, самый неубедительный пассаж послания. Цена референдума, проведенного на штыках федеральных сил, общеизвестна. Заявление Путина о том, что чеченцы по праву считают себя неотъемлемой частью единого российского многонационального народа, было с откровенным скепсисом встречено большинством экспертов. Об антирусских, сепаратистских настроениях в Чечне широко известно.
Высказывания президента по Чечне - это классический пример того, как желаемое выдается за действительное. Недавние кровавые теракты в Чечне опровергают Путина. Но он явно не захотел корректировать свое послание в связи с этими событиями. Отсутствие в послании каких-либо новых идей по чеченскому урегулированию консервирует сохраняющуюся напряженность и способно лишь усугубить конфликт.
О конкурентоспособности. Путин отчетливо видит ее в качестве средства достижения своей амбициозной цели - удвоения ВВП страны в течение десятилетия. О ней он упомянул в послании даже дважды. В реальности российская экономика находится в очень благоприятных условиях с точки зрения мировой конъюнктуры. Мировые цены на нефть сохраняются на высоком уровне, обеспечивая солидные доходы в бюджет нефтяных компаний и государства и создавая предпосылки для внутреннего инвестирования. А цены на энергоносители внутри страны ниже мировых в четыре-пять раз, что, казалось бы, должно обеспечивать высокую конкурентоспособность на мировых рынках для промышленных товаров. Однако этого не происходит. Энергетические компании предпочитают не вкладывать деньги в российскую экономику, а нереструктурированная и в массе своей отсталая промышленность пока в целом не в состоянии производить продукты на уровне мировых стандартов. В этих условиях несомненный приоритет должен отдаваться именно структурным изменениям в производстве, его модернизации, широкому внедрению энергосберегающих технологий. Но эти вопросы президент обошел молчанием.
Что касается практического воплощения лозунга об удвоении ВВП в течение десятилетия, то здесь у большинства наблюдателей есть большие сомнения. Если перевести его на язык цифр, то получится, что в ближайшие годы экономический рост в России должен составлять не менее 8,5 процентов в год. Это даже выше, чем прежние амбициозные задумки президента. И сейчас очевидно, что объективных предпосылок для достижения таких темпов в России нет.
Выходит, что это чисто популистский лозунг. Тем более что в 2010 г., когда можно будет проверить, сбылся ли путинский прогноз, его самого, скорее всего, у власти уже не будет. Все это очень напоминает горбачевский тезис середины 1980-х годов о том, что к 2000 году каждая семья будет иметь отдельную квартиру. Он так же далек от реализации, как и тогда. Но спросить за провал не с кого.
Путин традиционно избежал в своем послании активного вхождения во внешнеполитическую сферу. И это понятно. Здесь ему похвастаться особенно нечем, и поэтому преобладали фигуры умолчания. О войне в Ираке и позиции России в этой связи не было сказано ни полслова, хотя именно из-за иракского конфликта обнародование послания было отложено более чем на месяц.
Из остальных политических полунамеков Путина можно сделать вывод, что он упорствует в своем европеизме и мягком антиамериканизме. О европейской интеграции было вновь сказано как об историческом выборе России (хотя на самом деле Россия все больше оказывается за бортом этих интеграционных процессов). А вот Америку Путин в завуалированной форме пожурил, упомянув о государствах, которые используют свои вооруженные силы для расширения зон стратегического влияния.
Как и следовало ожидать, в международном плане Путин делал главный акцент на использование возможностей ООН. "Другого механизма у международного сообщества нет", - сказал он. Это очевидное проявление путинского подсознания по Фрейду. В свое время Иосиф Сталин в ответ на жалобы зав. отделом культуры ЦК Поликарпова на советских писателей сказал: "Других писателей у меня для вас нет". Недавнее выступление Путина перед работниками культуры свидетельствует, что он этот исторический эпизод знает. И вот сейчас он "вылез" в его оценке перспектив ООН.
Вообще говоря, недосказанности и полутона были весьма свойственны посланию Путина. Вопреки ожиданиям он никого открыто не критиковал, не назвал ни одной фамилии ни в позитивном, ни в негативном плане. И даже о проваливающейся по вине правительства административной реформе он высказался в загадочно-нейтральном духе: "Видимо, правительству нужно помочь. Очевидно, нужен дополнительный политический импульс. Конечно, он будет дан".
При Ельцине такие слова президента означали бы неминуемую отставку кабинета. Однако, как показало путинское правление, нынешний глава государства не склонен к резким кадровым переменам. Он любит стабильность, и это тоже отчетливо звучало в его послании. Однако, отказываясь от критики в адрес правительства, Путин автоматически берет серьезную ответственность на себя лично, открывает себя для критики. В преддверии президентских выборов это может негативно отразиться на его рейтинге.
Президент озвучил одну идею, которая в последнее время получила хождение в российском истеблишменте, - о правительстве парламентского большинства по типу Великобритании. Это серьезно взбодрило коммунистов, которые лелеют идею победить на декабрьских выборах в Госдуму. Однако радоваться им рановато. Формулировки путинской речи указывают на то, что в случае победы левых их к власти не допустят. Во-первых, президент говорил о правительстве, "опирающемся" на большинство в парламенте, а отнюдь не о праве парламента его формировать. А во-вторых, он ясно дал понять, что возможность формирования правительства парламентского большинства будет зависеть от результатов выборов. То есть, это станет возможным только при успехе пропрезидентских партий.
Послание Путина показало, что он чувствует себя уверенно в качестве главы государства, не склонен драматизировать ситуацию в стране, а, наоборот, акцентирует немногие имеющиеся достижения, стремится контролировать все сферы общественно-политической жизни государства. В соответствии с законами жанра послание было адресовано политической элите страны, а не народу, и отчетливо высветило тот факт, что в своей предвыборной кампании Путин будет опираться на близкие ему центристские политические силы. Именно им были адресованы основные президентские лозунги и идеи.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).