На прошлой неделе началась череда важных международных событий с участием России. В Петербург собираются лидеры 45 государств для того, чтобы отпраздновать 300-летие города. А сразу после этого во французском Эвиане состоится встреча "большой восьмерки". Повестка дня переговоров насыщенная, но очевидно, что в фокусе будут проблемы послевоенного обустройства Ирака.
Повышенное внимание к этой проблеме нашло свое подтверждение в ходе обсуждения резолюции по Ираку в рамках ООН. Россия, Франция и Германия, противостоявшие позиции США и Великобритании в иракском конфликте, проявили заинтересованность в том, чтобы урегулировать трения с коалицией и в то же время добиться большей роли для ООН в постсаддамовском Ираке. Главным итогом принятой резолюции стало признание того, что ООН будет вовлечена в политический процесс в Ираке, в первую очередь через спецпредставителя генсека ООН.
Вместе с тем, роль ООН будет все же ограниченной. Главную скрипку и Ираке будут играть США и Великобритания. В резолюции ООН отсутствуют гарантии участия компаний третьих стран в восстановлении иракской экономики. Снятие санкций против Ирака, прекращение программы "Нефть в обмен на продовольствие" объективно не на руку российским компаниям, которые имели немалые доходы от этих проектов. И хотя высокопоставленный кремлевский чиновник С. Приходько заявил, что "резолюция никак не затрагивает и не ставит под сомнение долгосрочные соглашения российских компаний в нефтяном секторе", очевидно, что в новом Ираке российские нефтяники не смогут сохранить свои прежние позиции. Пострадают и те коммерческие структуры, которые наживались на поставках Ираку, в том числе военной техники, в обход санкций ООН.
Президент Путин явно рассчитывает использовать серию саммитов для восстановления тесных отношений с Америкой, пострадавших в результате позиции России по Ираку, и для укрепления своего влияния в западном сообществе. Официальный представитель российского МИД прямо заявил, что главной целью совещания "большой восьмерки" будет восстановление доверия и сотрудничества между мировыми лидерами после устранения Саддама.
Запад вроде бы идет навстречу России. На заседание министров финансов G-8 был впервые допущен российский представитель Алексей Кудрин, и обсуждение ключевых экономических проблем развитых стран велось с его участием. Однако полное членство России в "клубе восьми" будет возможно только в 2006 г.: она еще не готова обсуждать все вопросы мировой экономики на равных.
Отставание России от мировых экономических лидеров проявилось и в вопросе присоединения России к ВТО. Главный переговорщик от России Максим Медведков впервые официально признал, что в нынешнем году России вступить в эту организацию не удастся. Главным препятствием по-прежнему является отказ России удовлетворить требование европейского сообщества отменить монопольное ценообразование на рынках энергоносителей, прежде всего газа. Не получается договориться с Западом по вопросам внутреннего субсидирования российского сельского хозяйства, свободного доступа иностранных банковских, страховых и транспортных услуг на российский рынок.
Ситуация вряд ли изменится к лучшему для России после предстоящей встречи ВТО в Канкуне (Мексика) в середине сентября. Уже известно, что ВТО ужесточит правила вступления, в частности в области защиты интеллектуальной собственности, а это поставит Россию в еще более сложное положение. Либерализация российской внешнеторговой политики и ослабление протекционистских барьеров откладываются на неопределенный период.
Во внутриполитической жизни на первом плане по-прежнему находится Чечня. По настоянию президента Госдума объявила амнистию для лиц, совершивших опасные деяния, включая боевиков и федералов. Считается, что эта мера будет способствовать умиротворению мятежной республики. Однако в реальности она будет иметь очень небольшое значение для мирного процесса. Главное - она затрагивает довольно узкий круг лиц, которые не связаны с наиболее кровавыми преступлениями в республике. А таких явное меньшинство. Подготовленный промосковской администрацией Грозного список насчитывает всего около 140 человек.
С чеченской стороны под новую амнистию попадут, в основном, лица, не участвовавшие в боевых действиях против федеральных сил или в террористических актах. Это воры, торговцы фальсифицированными товарами, другие уголовники. Разумеется, их освобождение не внесет вклада в политическое урегулирование, а лишь усилит криминогенную напряженность в республике.
Вместе с тем, амнистия выводит из-под уголовной ответственности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые совершили серьезные преступления в ходе операции в Чечне. Поскольку их действия, например, в ходе зачисток, квалифицируются не как убийства или насилие, а лишь "превышение служебных полномочий", то, естественно, большинство из них уйдет от судебного преследования. Это вряд ли вызовет энтузиазм у чеченцев, чьи семьи пострадали от федералов.
Стоит напомнить, что за последнее десятилетие амнистии в Чечне объявлялись шесть раз, и ни одна из них не привела к существенному ослаблению противостояния в республике.
Е.С. Волк,
Директор Московского Представительства Фонда "Наследие" (США),
Председатель Совета Попечителей Международного Фонда Фридриха фон Хайека (Москва).