ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА И РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Тезисы к докладу Е.С.Волка, директора Московского представительства Фонда «Наследие» (США), Председателя Совета Попечителей Международного фонда Фридриха фон Хайека, на Международной конференции «Социально-экономические и политические условия развития гражданского общества в России» (31 марта 2004 г., г. Ижевск).

В настоящее время стало отчетливо ясно, что строительство гражданского общества в России идет медленно, болезненно и противоречиво. На исторически сложившуюся слабость институтов подобного общества или их полное отсутствие накладывается рост авторитарных тенденций, усиление патерналистских настроений, распространение экстремизма и ксенофобии. Многие годы бесплодно идет поиск «национальной идеи». Попытки обратиться к международному опыту пока имеют ограниченный характер.

Тем не менее, современная действительность дает нам достаточно много примеров успешного продвижения по пути гражданского общества с учетом интересов самых различных групп населения. В числе наиболее привлекательных парадигм такого рода можно назвать американский консерватизм, основанный на идеях свободы, личной ответственности, ограниченного правительства и свободного рынка.

Надо признать, что в российской, да и в западной научной мысли все еще имеет место значительная путаница в отношении понятия «консерватизм». В Америке под этим термином, как правило, понимается правый консерватизм. У нас же в силу многолетней коммунистической традиции консерватизм ассоциируется с продвижением ортодоксальных левых взглядов. Поэтому с самого начала считаю необходимым пояснить, что в рамках данного сообщения понятие «консерватизм» используется именно в американском, «правом» смысле. Заметим также, что в российском социально-философском лексиконе используется иногда термин «либеральный консерватизм», который по западным меркам выглядит оксюмороном. Однако он наиболее точно отражает российские правоцентристские реалии, совмещая классический либерализм, как его понимают в Западной Европе, и собственно американский консерватизм.

* * *

Рубеж двух тысячелетий ознаменовался мощными успехами американского консерватизма как в идейном, так и в политическом плане. Впечатляющие результаты внешней и внутренней политики Рональда Рейгана, пожалуй, самого видного представителя американского консерватизма, убедили значительное число американцев в правоте консервативной идеи, а неудачи его преемников, отошедших от этих принципов, только укрепили их в этой мысли. Можно говорить о том, что консервативная идея стала мейнстримом американского общества. Либеральные (по американским характеристикам) принципы этатизма, патернализма и эгалитаризма все больше отходят на второй план. Свобода личности, предпринимательства, инициативы все больше воспринимается как основополагающая общественная ценность.

Характерно, что лозунги консерваторов все чаще берутся на вооружение и их политическими противниками. Так, к примеру, демократ Билл Клинтон, который, казалось бы, должен тяготеть к либерализму, использовал тезисы о необходимости ограничения правительства в своих предвыборных кампаниях.

В то же самое время и сам консерватизм не стоит на месте, он эволюционирует, адаптируется к меняющейся среде. В прошлом консерваторов неоднократно упрекали в том, что, уповая на экономическую свободу, они поощряют наиболее сильные слои населения, забывая о малоимущих и слабых. В противовес этим обвинениям президент Дж. Буш, также являющийся убежденным сторонником консервативных принципов, выдвинул концепцию «сострадательного консерватизма». По его словам, она предполагает «предоставление энергичной и всесторонней поддержки нуждающимся при сохранении достоинства личности и воспитании личной ответственности. Это означает, что образование и помощь не должны быть единственными проявлениями заботы о ближнем. Она должна сопровождаться поощрением и ожиданием успеха. Это означает, что каждый акт сострадания должен выходить за рамки временного облегчения нужды и быть направлен на достижение независимости и чувства собственной значимости». [1]

В практическом плане речь идет об обеспечении прав и возможностей для неимущих наряду с борьбой против иждивенческих, паразитических настроений в американском обществе.

* * *

В 2003 г. сотрудник Фонда «Наследие» Ли Эдвардс назвал свободу центральной темой современного американского консерватизма. Свобода как главная черта консервативно настроенного гражданского общества требует «объединения зачастую противоборствующих потребностей общества и личности, свободы личности и личной ответственности, ограниченного правительства и безграничного рынка». [2]

Касаясь истоков именно американского консерватизма, Эдвардс ссылается на шесть базовых канонов, описанных ранее консервативным философом Расселом Керком.

  1. Обществом правят промысел божий, а также личная совесть.
  2. Обычная жизнь разнообразна и загадочна, тогда как радикальные системы характеризуются ограничивающим единообразием.
  3. Цивилизованное общество требует наличия правил и классов.
  4. Собственность и свобода неразрывно связаны.
  5. Человек должен контролировать свою волю и аппетиты, осознавая, что он руководствуется больше эмоциями, чем разумом.
  6. Общество должно изменяться медленно.

Анализируя способность американской консервативной идеологии воздействовать на гражданское общество России, важно соотносить понимание гражданского общества с конкретной культурой. В США гражданское общество совершенствовалось одновременно с американской идеологией консерватизма и развитием американского политического эксперимента. В России же гражданское общество, судя по всему, находится еще на начальном этапе развития. На начальной стадии также и развитие дискуссии о современной политической философии.

РОЛЬ КОНСЕРВАТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Осмысление гражданского общества – это относительно новое явление для России. После распада Советского Союза в 1991 г. Россия приступила к непростому процессу призатизации экономики и созданию правового государства. Дискуссия о гражданском обществе в России началась всерьез только после того, как постфактум пришло осознание, до какой степени были маргинализированы самые главные звенья общества во время переходного периода 1991-1992 гг.

По мнению многих американских исследователей, Америке удалось создать гражданское общество, потому что члены общества на заре национальной истории воздавали должное моральному облику, добродетели, необходимым в гражданском обществе. Дон Эберли [3] в дискуссии о “формировании культуры характера” описывает характер как то, что “следует формировать в учебных заведениях”. [4] Он, в частности, отмечает важность таких институтов, как политические партии, религиозные группы и группы по интересам, а также более мелкие, ориентированные на семью группы.

Политические институты Соединенных Штатов зависели и зависят от условий культурного порядка, которые предопределяли особый интерес людей к идеологиям, формирующим характер. Соответственно, первыми формальными институтами гражданского общества в Америке были религиозные сообщества, школы и общественные группы по месту жительства, обеспечивавшие безопасность и порядок.

Если вернуться к дискуссии о гражданском обществе в России, становится ясно, что общественная база и политические и экономические основы консерватизма вполне применимы к требованиям российского гражданского общества. Однако первых российских реформаторов больше заботила тогдашняя экономическая ситуация, и они обошли вниманием многие общественные институты, которые воспринимаются западными консерваторами как основа общества. Политические усилия должны были быть направлены на восстановление свободы и личной собственности граждан, однако экономическая необходимость перевесила развитие свобод личности и, что важнее, личной ответственности.

Ряд вышеупомянутых канонов Керка непосредственно относится к проблемам социальной ответственности и важности институтов, формирующих характер. В советские времена государство уничтожило семью как ячейку общества и расшатало самый важный кирпич в общественном здании. В настоящее время в условиях дискуссии о социальной ответственности и строительстве сильного гражданского общества жизненно важно восстановить эти узы. Идеология современного американского консерватизма, стоящая за соблюдение традиций крепкой семьи в контексте традиционной жизни, является важным отправным пунктом для российского гражданского общества.

Когда в 1990-х годах политическая дискуссия в Америке вернулась к политике надсемейных групп, в частности, партий, групп по интересам и коалиций, как стержню политического процесса, пришло признание того, что эти группы лучше всего служили выполнению формальных обязательств общества. Считается, что вопросы, связанные с ценностями, позициями, привычками и верованиями, или, скорее, являющиеся предметом заботы формирующих характер институтов, должны реализовываться через сети, сконцентрированные на семье. Что же касается институтов, направленных на функционирование гражданского общества, государство должно главным образом заниматься разработкой законов о свободе и собственности и способствовать неправительственным институтам в развитии характера и ответственности личности.

КОНСЕРВАТИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РАЗВИТИИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

Помимо развития роли личности в строительстве гражданского общества современные американские консервативные идеалы также могут влиять на экономическую и политическую практику. В частности, в последние годы с возникновением и развитием рыночной системы в России широкое распространение получили коррупция и преступность в сфере бизнеса. Все чаще подвергается сомнению постулат о возможности обеспечения легитимной рыночной деятельности. Деловая этика как важная проблема, связанная с гражданским обществом, находится в центре этой дискуссии.

В 1993 г., когда рынок в России только зарождался, дебаты о деловой этике концентрировались на том, как изжить косность взглядов и структуры прошлого, которым нет места в этике практикующего бизнеса. На конференциях по проблемам гражданского общества постоянно отмечалась важность перенятия системы рыночного капитализма. Систематический подход к приватизации (всех отраслей промышленности, включая охрану окружающей среды, коммунальное хозяйство, природные ресурсы, банковскую деятельность и телекоммуникации), развитие конкурирующих рынков, снижение государственного бюрократического аппарата, уничтожение коррупции, сбалансированный бюджет, снижение ограничений на прямые иностранные инвестиции и рост экспорта – такой подход предлагался уже тогда.

Атмосфера, способствующая стабильности и поступательному общественному прогрессу, несет в себе огромный потенциал для развития полноценного гражданского общества. Такая атмосфера предполагает уважение к закону, который играет обучающую роль.

Закон – это еще и культурная функция. Когда происходит изменение общественных или культурных целей, это неизбежно отражается в законах. По мнению американских экспертов, в настоящее время в России наблюдается культура, в которой закон подчинен культурной прихоти. В условиях культуры с сильной социальной базой, если в правовом кодексе и происходят изменения, то сначала должны произойти перемены в морали, верованиях и поведении всего общества. Другими словами, необходимость внесения изменений в правовой кодекс будет обусловлена обществом в целом, а не государством.

ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ КОНЦЕПЦИЮ АМЕРИКАНСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА КАК НА ТОЧКУ ОТСЧЕТА

Нынешний президент Дж. Буш и многие его консервативные советники агитируют за признание в качестве источников зарождения перемен малые институты, которые часто называются “инициативами, основанными на вере” и которые в основном и осуществляют контакты с беднейшими слоями общества. Считается, что непосредственное общение с американскими борцами против бедности помогает властям лучше понять, как восстановить веру человека в себя, его отношения в семье, с соседями и обществом в целом. Нынешняя консервативная политика направлена на изменение типов поведения, считавшихся нормой в первой половине XX века, включая бюрократические, этатистские модели.

На протяжении многих лет, особенно в период нахождения у власти администрации Клинтона, международная экономическая политика Вашингтона неизменно порождала иждивенцев, а не конкурентоспособных партнеров. Осознавая наличие этой проблемы как внутри страны, так и на международной арене, американские консервативные политики вводят в международную практику новые условия. Самым драматичным аспектом такой политики стал отказ от предоставления помощи коррумпированным правительствам, отказывающимся проводить соответствующие реформы. Экономический прогресс увязывается с демократизацией и адекватным управлением страной. Политика, содействующая расширению торговли, открытию рынков, росту частных инвестиций и расширению предпринимательства, одновременно продвигает американские консервативные ценности, способствует утверждению ответственных правительств и соблюдению прав человека.

Когда мы переносим дискуссию о принципах американского консерватизма на российское гражданское общество, необходимо помнить о месте России на международной арене. Американские политологи полагают, что стимулы, часто используемые для других развивающихся стран, не могут быть приняты с легкостью в стране, которая имеет статус государства-участника «большой восьмерки». Учитывая это, они предлагают, чтобы американские инвестиции шли в обход российских бюрократов и были адресованы напрямую гражданам, вовлеченным в бизнес, и органам местного самоуправления. В сущности, инвестиции должны помогать тому, чтобы граждане и их объединения стали активными участниками строительства гражданского общества.

Свобода личности является центральным принципом американского консерватизма, и, как представляется, это должно направлять ход размышлений российских ученых и политиков о гражданском обществе в нашей стране. Успех Америки в развитии гражданского общества проистекает от фундаментального понимания свободы, из которой берет свое начало консервативная традиция. Идеи американского консерватизма могут быть полезны для российского гражданского общества, развивая вкус к свободе в людях и общественных организациях.

АМЕРИКАНСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

  1. Идея свободы как базового принципа американского консерватизма имеет фундаментальное значение для развития гражданского общества в России. Именно практическое воплощение закрепленных в Конституции РФ свобод личности, политических и экономических свобод является непременным условием формирования гражданского общества в России. Их любое ущемление будет сводить на нет продвижение к нему.
  2. Незыблемой экономической основой гражданского общества является частная собственность. Именно она постоянно генерирует отношения экономической свободы между людьми, создает благоприятную среду для функционирования главных институтов гражданского общества. Вне системы отношений частной собственности большинство из них просто не может существовать, или их значение ничтожно.
  3. Свободное предпринимательство создает объективные предпосылки для формирования разнообразных профессиональных, деловых и политических ассоциаций, которые составляют неотъемлемый элемент гражданского общества. Как и частная собственность, свободное предпринимательство требует защиты от посягательств со стороны бюрократии и государства, что также предполагает активную роль со стороны гражданского общества и его институтов. Снижение налогов, простота фискальной системы, эффективная защита прав собственности – вот лишь некоторые приоритеты в этой сфере. На недавнем заседании коллегий Минэкономразвития и Минфина президент Путин поставил перед правительством такие задачи, которые в принципе идут в русле либерального консерватизма. Это оптимизация (читай – сокращение) объемов государственной собственности, избавление от отживших производств, сбалансированность бюджетной системы, сокращение налогового бремени. Вопрос в том, как будут достигаться эти цели.
  4. Одной из главных угроз для гражданского общества на современном этапе в России является непомерная власть бюрократического аппарата с его неприкрытым, коррумпированным вмешательством в экономическую жизнь страны. Противостояние этой угрозе настойчиво требует мобилизации всех ресурсов нарождающегося гражданского общества, четкой программы действий на этом направлении. Исторический опыт показывает, что бюрократия не может реформировать сама себя. Лучший пример тому – недавняя косметическая реформа правительства. Можно предположить, что подлинная реформа административного аппарата с реальным ограничением его полномочий, функций и численности и станет тем оселком, на котором будет проверяться зрелость и сила институтов гражданского общества в России.
  5. По примеру институтов гражданского общества в Америке (средств массовой информации, органов представительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и др.) гражданское общество России должно повернуться лицом к наиболее актуальным проблемам жизни страны, сформировать свое видение их решений. Главное при этом – обеспечить подотчетность органов власти обществу, открытость и гласность при принятии политических решений, ответственность за проводимую политику и ее последствия.
  6. Свободное гражданское общество предполагает преодоление традиционных для России этатистских, патерналистских и эгалитарных тенденций. Свободные граждане должны обладать свободой выбора в том, что касается их образования, социального обеспечения и здравоохранения, занятости и достойной старости. Гражданское общество должно зорко охранять права тех, кто по разным причинам не в состоянии зарабатывать себе на хлеб самостоятельно, но твердо противостоять попыткам паразитировать на социальных программах. Недавно в качестве главной задачи правительства президент Путин выдвинул необходимость борьбы с бедностью. Однако не вполне ясно, как это будет делаться. Из либеральной экономической классики известно, что есть два способа накормить бедного: можно подарить ему рыбу, а можно дать удочку. Пока что, судя по всему, речь идет о воспроизводстве патерналистской модели: взять деньги у богатых и раздать их бедным. Не изучена социальная структура бедности в стране, не исследованы ее социальные корни, не слышно о решениях относительно создания новых рабочих мест. В этих условиях борьба с бедностью может вылиться в обычную конъюнктурную кампанию.
  7. Гражданское общество в России вправе решительно требовать от государства неукоснительного выполнения именно тех функций, для которых государство и существует. Это защита от внешней угрозы, терроризма, экстремизма, уголовной преступности, стихийных бедствий и техногенных катастроф.
* * *

Американские консерваторы выдвинули лозунг: «Мы привержены строительству такой Америки, где процветают свобода, возможности, благополучие и гражданское общество». Хочется надеяться, что и Россия, идя по пути создания гражданского общества, достигнет этого же. И все же оснований для безудержного оптимизма не так уж много. Стоит вспомнить исторический разговор академика Ивана Петровича Павлова, скептически относившегося к Советской власти, с одним из ее вождей Николаем Ивановичем Бухариным. Бухарин пытался убедить Павлова в преимуществах коммунизма, красноречиво рассказывал, как хорошо будет жить людям. Павлов, было, уже согласился, но потом перебежал на другую сторону дороги и крикнул: «А вдруг всё будет наоборот?»


  [1] A Blueprint For New Beginnings – 7. Champion Compassionate Conservatism. Washinton, 2001, p. 2

  [2] Ли Эдвардс. «Истоки современного американского консервативного движения». 21 ноября 2003 г. Фонд «Наследие». Лекция №811, http://www.heritage.org/Research/PoliticalPholosophy/HL811.cfm

  [3] Дон Эберли является главным консультантом «Международного гражданского общества» в Агентстве по международному развитию США.

  [4] Мэттью Сполдинг и др. «Роль гражданского общества в формировании характера», из лекции в Фонде «Наследие» № 755 «Формирование культуры характера».
http://www/heritage.org/Research/PoliticalPhilosophy/HL755.cfm