УРОКИ ГРАМОТЫ ДЛЯ ОППОЗИЦИИ


Уважаемые дамы и господа,

Искренне благодарю Фонд "Либеральная Миссия" за предложение принять участие в обсуждении статьи Ивана Старикова: "Государственные задачи оппозиции". Вопрос для России очень своевременный.

Господин Стариков, представляющий интересы "системной" или, правильнее говоря, "удобной" оппозиции, добросовестно повторил официальную позицию Союза Правых Сил по целому ряду вопросов. Официальная позиция СПС всегда была предметом острой критики как слева, так и справа. Повторять ту или иную критику известных рекомендаций СПС нет смысла. А между тем и в Прибалтике, и в Грузии, а не так давно и на Украине победившая оппозиция решает именно задачи государственного строительства в новых условиях. Ниже я очень кратко изложу то, что Фонд Фридриха фон Хайека давно рекомендует сделать во всех странах с переходной экономикой, а может быть и в России в первую очередь.

Основной государственной задачей победившей оппозиции должно быть развитие в своих странах капитализма как новой общественной системы. Государственная деятельность победившей оппозиции должна быть направлена на идеологическое, теоретическое и юридическое обеспечение развития капитализма и формирования буржуазного общества в очень короткие сроки.

К числу неотложных мер государственной политики относится введение имущественного ценза в избирательное право и во все действующее законодательство страны, где оппозиция победила. Государственная власть должна ликвидировать политику социального партнерства, обеспечить свободное развитие рынка труда, обеспечить право наследования крупного частного капитала, провести судебную реформу и конституировать имущественное неравенство в Гражданском Кодексе Страны. Государственная власть в этих странах должна унифицировать законодательную базу своей страны с индустриально-развитыми странами мира, переработать все экономическое законодательство для обеспечения свободного и безопасного движения частного капитала. Частное право должно санкционировать превышение нормы прибыли над трудовой стоимостью.

Государственная власть нового типа только тогда достигнет целей капиталистической реформации общества, если завершит полную приватизацию государственной собственности, введет свободную конкуренцию частных предприятий с государственными предприятиями до полного исчезновения последних. Следует запретить дотации и списание долгов для предприятий государственного сектора, ВПК, колхозов и совхозов, где таковые еще имеют место.

К числу важнейших государственных задач оппозиции следует отнести и продажу всей земли (в том числе сельскохозяйственной и пахотной) и, тем самым, обеспечить бумажно-денежную эмиссию, уничтожить все пережитки сословно-родовых связей сельскохозяйственной общины в аграрных странах. Тем самым можно создать благоприятный инвестиционный климат в этих странах. Следует также принять Закон о реституции в отношении всех поколений эмигрантов и вернуть эмигрантов на свою историческую Родину. Только за людьми потянется назад в страны с переходной экономикой и капитал при равных условиях для амнистии капитала как для проживающих в стране людей, так и для эмигрантов.

В политической сфере государственная власть победившей оппозиции должна возбудить судебный процесс над теми, кто занимался "конфискацией" или, проще говоря, воровством чужой собственности, а также принять закон о денафикации, запрещающий участие бывших ответственных работников КПСС (для России и стран СНГ) в деятельности государственных органов победившей оппозиции.

В результате капиталистической реформации должна сложиться двухполярная политическая система общества и соответствующая ей государственная машина, опирающаяся на парламентское большинство, при которой исполнительная власть будет нести полную ответственность за свою собственную деятельность. Государственные задачи получат строгую дифференциацию: или в соответствии с социал-демократическими идеалами, если будут в будущем побеждать на выборах социал-демократические партии, или в соответствии с идеалами капиталистического прогресса, и достижения быстрого финансового успеха людей, способных сохранить свою собственную (акционерную, семейную, личную и т.д.) частную собственность (буржуазно-консервативные партии). Ответственность за принятие ложных государственных решений предполагает как административную, так и уголовную.

Наконец денационализация экономических отношений должна распространяться и на деэтнизацию всего государственного устройства при реформировании федеративных отношений, например в России. Господство этнических, национальных и прочих общинно-родовых различий следует сменить на господство имущественных различий.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что место политики государственного протекционизма должна занять политика нового либерального порядка. Быть чиновником, министром, государственным служащим должно быть унизительным в глазах окружающих людей. А быть бизнесменом, собственником, владельцем частного предприятия - почетно.

Критериями нового либерального порядка в экономике должны быть понятия: "норма прибыли" и "свободная конкуренция". Критериями нового общественного порядка в политической сфере должны быть понятия: "буржуазная республика", "имущественный ценз" в избирательном праве, а также строгое разграничение, противоречие и, более того, борьба всех ветвей власти. Критериями нового либерального порядка в общественной сфере должны быть понятия: "частное лицо", "гражданское общество" и "индивидуальная свобода".

Думаю, что для стран победившей оппозиции, я не открыл ничего нового. Так было и происходит в странах Восточной Европы, в Прибалтике, так происходит в Грузии, так происходит на Украине, так будет происходить и у нас - в России.

Ю.В.Петухов,

Директор-распорядитель
Фонда Фридриха фон Хайека,
кандидат философских наук.

18.02.2005.