СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ НАЦИЗМА.

Доклад Ю.В. Петухова, Исполнительного Секретаря ЦК Буржуазно-консервативной партии на Международной конференции “Новый общественный порядок в России. Фридрих фон Хайек: жизнь, методология, уроки”. 26 марта 2002 г.

23 марта 2002 года исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося ученого и гуманиста, лауреата Нобелевской премии в области экономики 1974 года Фридриха фон Хайека.

Буржуазно-консервативная партия обратилась в сентябре 2001 г. в американский Фонд “Наследие” (The Heritage Foundation) с предложением о проведении в Москве 26 марта 2002 года Международной научной Конференции, посвященной памяти Фридриха фон Хайека.

Организаторы и участники конференции исходят из убеждения, что пришло время более внимательно отнестись к мировому опыту - к опыту “неолиберальной экономической политики”, примененной в развитых индустриальных странах, основоположником которой был Фридрих фон Хайек. Может быть, в наследии этого великого “австрийского аристократа с изящными манерами и интеллектуала двадцатого столетия” (Э.Фолнер) мы сможем найти решение всех наших внутренних и международных проблем.

* * *

Фридрих Август фон Хайек (8.05.1899 – 23.03.1992) родился в Вене, столице Австро-Венгерской империи, в академической семье. Семья, в которой вырос Фридрих фон Хайек, дала науке выдающихся ученых в области естествознания, биологии, медицины, анатомии, химии, философии и экономики.

Такие работы Фридриха фон Хайека, как “Дорога к рабству”(1944), “Конституция свободы” (1960) получили всемирное признание. Книга Фридриха фон Хайека “Дорога к рабству” обнаружила социалистическую природу нацизма задолго до окончания второй мировой войны. А речь Черчилля на выборах 4 июня 1945 года, подготовленная под влиянием идей книги Фридриха фон Хайека “Дорога к рабству”, получила название “Речь о гестапо”.

После второй мировой войны понятие “либеральная политика” было использовано в США врагами открытого общества и по решению ведущих либеральных экономистов мира в 60-х годах ХХ века было принято решение использовать понятие “неолиберальная экономическая политика”.

Рекомендации Фридриха фон Хайека по реформированию экономики на основе неолиберальной концепции были использованы администрациями М.Тетчер и Р.Рейгана, которые осуществили снижение государственных расходов, отменили государственный контроль в экономике и ограничили монопольное влияние профсоюзов.

В 1974 году Фридрих фон Хайек получил Нобелевскую премию в области экономики за свои труды, изданные в 20 и 30 годы о денежном обращении, деловом цикле и теории капитала. В 1991 году Фридрих фон Хайек был награжден медалью “Свободы”, самой высокой гражданской наградой США.

Особый интерес представляет трехтомная работа “Закон, законодательство и свобода” (1988), где исследуются юридические нормы, необходимые для поддержания свободного общества. На фоне высокой инфляции и высокого налогообложения в России эта книга обеспечивает интеллектуальную опору для рыночных реформ и для оптимистического взгляда на индустриальное развитие общества.

Последняя работа Фридриха фон Хайека, изданная в 1988 г. и получившая название “Пагубная самонадеянность - интеллектуальная ошибка социализма”, предостерегает от опасности возврата России к национал-социализму с чудовищным репрессивным аппаратом подавления частной инициативы типа “гестапо” и с использованием трудовых армий. В работах Фридриха фон Хайека анализируются социалистические корни нацизма, а также убедительно доказывается, что только социал-демократическое движение, распространяя в обществе антикапиталистические настроения, несет основную вину в развязывании двух мировых войн ХХ столетия.

* * *

На Парламентских (1999 г.) и Президентских (2000 г.) выборах в России победила левая оппозиция демократическим реформам в лице Межрегионального движения “Единство” и Президента В.В.Путина, объединившаяся в последствии с другими социалистическими и народно-патриотическими силами России.

В настоящее время правительственная партия “Единая Россия” является левым крылом социал-демократического движения Российской Федерации.

На примере нацистской Германии, следуя логике Фридриха фон Хайека, мы имеем все основания сделать предположение, что основная угроза для всего мира исходит сегодня из России, так как наши казенные либералы никак не могут понять трех простых вещей:

Социалисты всех видов в результате критики классической политической экономии отождествили три понятия: “труд”, “стоимость” и “государство”. Так появилась на свет теория замкнутого торгового государства. Критерии замкнутого торгового государства сформулированы немецким философом И.Г.Фихте в работе “Замкнутое торговое государство”, изданной в 1800 г.

Россия в настоящее время является классическим замкнутым торговым государством с несвободной экономикой.

Россия находится в новой геополитической изоляции от всего остального мира. Если раньше нас отделял железный занавес, то сегоднямы потеряли Украину, Узбекистан, Азербайджан и Грузию. На население России давит позор от потери мирового могущества. Мы имеем неконвертируемую национальную валюту, так называемые, “туземные деньги” и “туземное производство” (Фихте). И все это гордо называется “наш отечественный производитель”. Страна не вписалась в систему демократических ценностей. Население втянуто в дискуссию о новом социализме, о национал-социализме или о, так называемом, “русском нацизме”.

В результате непоследовательности демократических преобразований 90-х годов ХХ века народ России имеет следующие объективные обстоятельства жизни, составляющие содержание внутренней политики “государственного либерализма”, свято охраняемой российской властвующей элитой:

  1. Мы имеем побежденную Россию. О развитии капитализма в России говорить боятся.
  2. Мы имеем патриархальную экономику, основанную на множестве меновых эквивалентов. Во многих регионах России предпочтение отдается натуральному хозяйству и товарной форме денежного обращения.
  3. Мы имеем экономический кризис, высокую инфляцию и высокую стоимость жизни. Народ устал от нищеты своего государства.
  4. Мы имеем недоверие к Правительству. Народ не хочет ни социализма, ни капитализма.
  5. Мы имеем казенный патриотизм, основанный на русской национальной идеи Х1Х века (Москва как Третий Рим). Понятие “Святая Русь” подменяет понятие технологического прогресса.
  6. Мы имеем русскую мечту о построении социализма как “исправленного капитализма” без классовых различий, безработицы и нищеты.
  7. Мы имеем казенных либералов в Кремле, занятых строительством государственного капитализма, напоминающего по форме государственный социализм, но только с рыночными отношениями.
  8. Мы имеемнадпартийную бюрократию, которой парламентская форма правления надоела. Президент может управлять страной без Госдумы и Совета Федерации на основе своих Указов, что соответствует духу и букве Конституции РФ.
  9. Мы имеем социальное государство, основанное на социальном или рабочем законодательстве, которое игнорируется в производственных отношениях, так как не соответствует интересам национального бизнеса и отделено от производства.

Адольф Вагнер, идеолог прусского социализма, писал о содержании социальной политики: “Под социальной политикой мы разумеем ту политику государства, которая направлена к устранению недостатков в области процесса распределения путем законодательной и административной деятельности”.

Современная Россия напоминает Германию 20-30 годов ХХ века, где прусский инстинкт породил социализм, нацизм и вторую мировую войну. “Государство подверглось процессу социализации, а социал-демократия – процессу национализации”.

Перечислю, что было в Германии накануне прихода Гитлера к власти: Была побежденная Германия. Была социализация экономики.Веймарская Республика приняла 1 марта 1919 года “Закон о социализации” согласно, которому государство осуществило обобществлениенаиболее рентабельных предприятий. Права капитала и наемного труда были уравнены. Бывшие предприниматели были сведены к положению руководителей предприятий и подчинены территориальным или отраслевым органам государственного управления.

Был позор Версальского Договора, который привел к национальному краху. По Версальскому Договору державы-победительницы получили треть национальной экономики Германии: треть всех локомотивов, треть железнодорожных вагонов, треть грузовых автомобилей. Был конфискован торговый флот. Продолжалась изоляция левобережья Рейна от остальной части Германии.

В результате действия Версальского Договора в стране был страшный голод и экономический кризис 1930-33 гг. Безработных в Германии 1932 г. - 6, 128 млн. чел. Только 12,7 млн. чел. имели работу, из которых многие были частично занятыми. Семья из трех человек получала в месяц в качестве пособия 51 марку (32.50 – за жилье, 18.50 – питание). Уровень цен позволял купить: полбуханки хлеба, фунт картофеля, 100 гр. капусты и 50 гр. маргарина на каждого члена семьи. Пособие выплачивалось только 1 год. Народ Германии спасался от голода кто как мог и ждал чуда от Райхспрезидента страны. На этом фоне был принят “Закон о чрезвычайных полномочиях”.

В Германии был политический кризис. Социал-демократына фоне общего антикапиталистического настроения глубоко проникли в государственный организм Германии для оказания огромного влияния на трудящихся посредством государства. Благодаря всеобщему избирательному праву социал-демократы заняли все места в органах госвласти: в Парламенте (Райхстаге), в Муниципальных Советах, в арбитраже, в судах, в системе социального обеспечения.

В Германии резко снизилось число людей, принимавших участие в выборах Парламента. Складывалось впечатление о ненужности Парламента страны – Райхстага. В марте 1930 г. райхсканцлеру был предоставлен мандат на правление с помощью чрезвычайных декретов, согласно 48 параграфу Конституции. Парламент Германии Райхстаг был распущен, а 30 января 1933 года райхсканцлером Германии был назначен Адольф Гитлер.

Национал-социализм оказался наиболее привлекательным для среднего класса, людей, ощущавшим для себя угрозу, как со стороны социализма, так и со стороны капитализма.

Избирателями нацистской партии оказался средний класс: высшие чиновники, служащие, лица свободных профессий, торговцы, ремесленники, крестьяне, рабочие, лишившиеся своих социальных корней, а также молодежь и школьники старших классов, агрессивно настроенные против социалистов и капиталистов.

Национал-социализм обещал работу, хлеб, власть и, главное, величие страны. Политиком мог быть только государственный и коммунальный служащий.Частных лиц не было. Ведение общественных дел частным лицам запрещалось. “Прусская идея” требовала от каждого человека строгого исполнения общественного долга, чтобы все доходы были зафиксированы государством. Первая мировая война рассматривалась как битва между либерализмом и социализмом.

В 30-е годы борьба против капиталистического порядка рассматривалась как война против Антанты. Духовным оружием служил прусский национальный социализм и общее антикапиталистическое настроение. Вторая мировая война планировалась как возвращение немецкого народа к своим самым благородным традициям.

Вопрос о войне и мире формулировался очень остро: “Будет ли в будущем промышленность управлять государством или государство будет командовать промышленностью?” Была выбрана война и “партия войны”. Гитлера хвалили и оправдывали во всем мире.

Лозунгом “партии войны” в Германии были слова: “Или английский либерализм, или прусский государственный социализм”.

“Русский путь” развития капитализма напоминает во многом “прусский путь”: с одной стороны - предприимчивость капиталистов. С другой стороны: нерешительность буржуа, бюрократизация экономической жизни, фанатизм, нетерпимость и патриотизм. Хорошим дополнением к милитаризации экономики является героический пафос народа в борьбе с западным (американским) торгашеским духом.

Вернер Зомбарт, идеолог фашизма, писал в своих работах: “Развитие техники следует впрячь в колесницу государственных требований, а индивидуальные потребности подчинить последним. Направлять вкусы будет новая элита. Экономические институты, кредит, производственные мощности и транспорт должны быть поставлены на службу требованиям военных. Из производственной деятельности общества следует устранить принцип обеспечения прибыли, и деятельность промышленных предприятий станет стабильной. Наконец, все это поможет раскрыться подлинному германскому Volksgeist (духу народа) - единственной эффективной альтернативе еврейскому капиталистическому духу”.

В итоге мир получил противоречие, сторонами которого являются: с одной стороны - товарное производство, закон стоимости и денежное обращение. С другой стороны - сфера обращения, обмена и распределения, где посредством государства воплощается социальная справедливость на основе безденежного эквивалентного обмена. Законом социализма является правило: “упразднение доходов есть гарантия социального равенства”.

Социалисты сделали невозможное на практике. Они свели “сложный труд” к “простому труду”. Социалисты ввели безденежный учет “сложного труда” посредством денежных суррогатов и товарных денег. Социалисты обратили трудовую теорию стоимости против политической экономии. Социалисты придумали “социальный” и “рабочий” вопрос, создали социальную политику (была только в Германии и в СССР). Социалисты заставили “исправить” распределительные отношения путем вмешательства государства в экономику (так возникло “социальное” или “рабочее” законодательство). Социалисты разработали теорию замкнутого торгового государства, “отцами” которого были Фихте, Лассаль и Родбертус.

Теория “замкнутого торгового государства” Фихте была реализована усилиями Ленина и Сталина только в СССР. Вернер Зомбарт писал о Родбертусе: “Он оказал своими ранними сочинениями влияние на Карла Маркса, а через него и на развитие жизнеспособных социалистических идей; таково его историческое значение”.

Современная Россия повторяет ошибки нацистской Германии: поддерживаетантизападные и антикапиталистические настроения в обществе на основе разочарования, как в социализме, так и в капитализме. Поддерживает антиамериканизм, как идеологию левых партий, сформулированную на основе потери Россией международного влияния. Государство ведет борьбу против национальной и мировой буржуазиипод видом возвращения страны к своим общинным и родовым русским традициям. В результате этого мы имеем высокую вероятность ошибочных военных действий в мире как стремление доказать миру, что Россия есть великая и мировая держава.

“Русский социализм” ничем не отличается от специфически немецкого “прусского социализма”: тот же тоталитаризм, энергичность, героизм и тот же национализм.

Следовательно, перед нашим обществом стоят две задачи: исследовать пороки замкнутого торгового государства и коллективно разработать принципы нового общественного порядка в России, используя общепринятые правила “открытого общества”.

Методологией является критическая философия и концепция “открытого общества”, сформулированная в трудах Фридриха фон Хайека.

Современный индустриальный мир выработал три императива общественного прогресса. Первое - свободное движение капитала (“экономическая свобода”). Второе - это индивидуальная свобода.Защита частной собственности и частного предпринимательства. Обеспечение личных возможностей человека на рациональный и продуктивный труд. И, наконец, третье – это желание воспользоваться индивидуальной свободой как средством собственного развития человека.

Мы видим критерии нового общественного порядка в выполнении следующих практических задач:

  1. Проведение антиинфляционной политики. Борьба с инфляцией путем изъятия излишка денег из обращения. Денационализация денежного обращения.
  2. Свертывание государственного вмешательства в экономику страны. Ограничение функций Правительства страны по регулированию национальным бизнесом.
  3. Расширение инициативы и активности частного предпринимательства. Возвращение к свободной конкуренции.
  4. Денационализация промышленности и сферы услуг. Сокращениегосударственной помощи. Открытость внутренних рынков.
  5. В политической сфере – буржуазная республика с парламентской формой правления. Сторонники неолиберальных взглядов в экономике должны быть сторонниками правых взглядов и в социальной и в политической сфере.

Таким образом, критериями нового общественного порядка в экономике должны быть понятия: “норма прибыли” и “свободная конкуренция”. Критериями нового общественного порядка в политической сфере должны быть понятия: “буржуазная республика”, “имущественный ценз” в избирательном праве, а также строгое разграничение, противоречие всех ветвей власти. Критериями нового либерального порядка в общественной сфере должны быть понятия: “частное лицо”, “гражданское общество” и “индивидуальная свобода”. Выбор у нашего народа один. Или национал-социализм, а этот выбор может привести к новой мировой войне. Или новый либерализм, процветание и только в этом случае - комфортабельная мирная жизнь.Однако пока у власти в России находятся социалисты, о последней форме выбора думать преждевременно.

Выбор у нашего народа один. и к нная онцепция "авенства"дителей предприятий и подчинены территориальным или отраслевым органам гЛюдвиг фон Мизес, учитель Хайека, писал в своей работе “Социализм”: “Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону, мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства”.

В дополнение к сказанному следует отметить, что без преодоления в России общего антикапиталистического настроения терроризм в мире не будет побежден.Хотя, может быть, в Кремле придерживаются совсем другого мнения.

* * *

Популяризацией идей неолиберальной экономики, последовательным сторонником которых в ХХ веке был Фридрих фон Хайек, занимаются Институт Адама Смита в Лондоне, Институт Фрэйзера в Ванкувере и Фонд “Наследие” (The Heritage Foundation) в Вашингтоне. В России создан Организационный комитет по учреждению “Фонда Фридриха фон Хайека” для поощрения лучших академических работ в области “неолиберальной экономической политики” и рациональной политической теории, а также для издания полного собрания сочинений этого выдающегося ученого и гуманиста. В дальнейшем учредители Фонда планируют зарегистрировать Фонд Фридриха фон Хайека в качестве финансовой организации с правом эмиссии своих собственных ценных бумаг.

Адрес электронной почты оргкомитета - E-mail: petuchov@rambler.ru