ПРИВЕТСТВИЕ
ПРЕЗИДЕНТА ФОНДА “НАСЛЕДИЕ” ЭДВИНА ФОЛНЕРА
РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПАМЯТИ ХАЙЕКА
26 марта 2002 г.
Сожалею, что не могу присутствовать на вашем форуме. Мне хотелось поделиться своими соображениями о жизни и идеях Фридриха фон Хайека. Я познакомился с ним в 1965 году в Лондонской школе экономики. К счастью для меня это была первая и многочисленных встреч. Профессор Хайек не жалел своего времени. Эта щедрость не пропала даром.
В 1968 году, когда профессор Хайек любезно пригласил меня на заседание Общества Мон Пелерин в шотландском городе Авиморе. Я всегда буду помнить доброту Хайека ко мне и его проницательность.
Хайек осуществил блестящие исследования в области денег, кредита, капитала, процентных ставок и денежных циклов, социализма, планирования, свободного предпринимательства, свободы и права, ошибок сциентизма и способов утверждения правового государства. Однако его величайший вклад заключается в открытии простой, но, тем не менее, глубочайшей истины: человек не знает и не может знать всего, а когда он поступает так, как будто бы знает, то катастрофа неминуема.
В современном мире достаточно примеров того, что эта мудрость иссякает. В Соединенных Штатах этот пример применим для объяснения действий руководства фирмы “Энрон”. Кроме того, как утверждал Хайек и как мы видим в деле с “Энроном”, когда наступает катастрофа, ответственность ретируется. В “Конституции свободы” Хайек пишет:
“Ответственность стала непопулярным понятием. Политики и публицисты избегают этого слова из-за той явной скуки и враждебности, с которыми поколение, ненавидящее любое морализаторство, воспринимает его. Она часто вызывает открытую враждебность людей, которых учили, что только обстоятельства, над которыми они не властны, определяют их положение в жизни и даже их поступки”.
Это объяснение может также быть использовано для описания финансового кризиса, охватившего Восточную Азию в 1997 году. Азиатские правительства называли причиной кризиса бегство капиталов, в то время, как инвесторы возлагали вину на коррупцию и нестабильные институты власти.
Хайек был последовательным сторонником личной ответственности. Он утверждал, что “когда людям позволено действовать по собственному усмотрению, они должны нести ответственность за результаты своих поступков”. Когда люди отвечают за свои поступки, кратковременные отпечатки этих поступков стираются, но значимыми становятся долговременные последствия.
Безответственность, как и гордыня, широко распространена в мире. Хайек сделал удивительное по своей простоте наблюдение: библейское предостережение “гордыня предшествует падению” применимо как к личностям, так и к обществам. Самонадеянность является трагическим недостатком не только древнегреческих героев, но и современных государств.
Аргентина, известная как гордая страна, видела, как разваливается ее экономика. В стране, где когда-то был высокий уровень жизни, уровень безработицы сейчас превышает 20 процентов. Закрытость экономики Аргентины стала причиной ее краха. Вопрос о пренебрежении ответственностью опять-таки выходит на первый план в случае с аргентинскими экономическими проблемами: никто не хочет брать на себя ответственность и принимать жесткие решения, необходимые для оздоровления экономики.
Хайек определил, что социализм, коллективистское государство и плановая экономика представляют собой конечную форму самонадеянности, поскольку те, кто планирует их осуществление при недостаточности знаний, пытаются переделать человеческую природу. Добиваясь этого, они надменно пренебрегают традициями, воплощающими в себе мудрость поколений. Они презрительно отбрасывают непонятные им обычаи. В своей слепоте они не делают различия между законом, написанным в сердцах людей, который они не в состоянии изменить, и административными правилами, которые они могут менять с легкостью. Для Хайека такой подход – не только “фатальная самонадеянность”, но и “дорога к рабству”. Именно таково название его знаменитой книги, обличающей социализм и опубликованной в 1944 году.
В этой книге, как и во многих других работах Хайека по вопросам права, свободы, экономики, общества и нравов, он выступает не только как ученый, но и как пророк. Не желая ограничивать себя сухими расчетами или даже более сложными высотами экономической теории, на которые поднимаются разве что интеллектуальные альпинисты, он обратил свои взоры на две вершины: философию и нравственность. Оттуда он возвратился с новыми знаниями и взял на себя неблагодарную роль пророка.
Оказавшись в практически полной изоляции от академического мира, он прочел слова, как бы начертанные на скрижалях цивилизации Запада “невидимой рукой” Адама Смита: социализм ведет к рабству, а те, кто пытается контролировать экономику, не только фатально самонадеянны, но и глубоко заблуждаются. Плановая экономика обречена.
Необходимо принять во внимание не только предсказание Хайека о пагубности социализма, но и его смелость в его распространении.
За эту догадку Хайек получил типичную для пророка награду. Его обвинили в покушении на святая святых: как смеет он связывать мир дебита и кредита с драмой человеческого сердца? Как он позволяет себе наглость связывать спрос и предложение с подъемом и падением наций? Как он посмел идентифицировать социализм, который тогда представлялся спасением для Запада, как неизбежную прелюдию тоталитаризма?
Осмелясь сказать правду он подвергся остракизму академических кругов, преследованию и брани тех, кто посвятил свою жизнь, свободу и карьеру утверждению того, что социализм является дорогой к свободе и процветанию.
Профессор Хайек был великим мыслителем. Он осмелился открыть и провозгласить правду даже среди тех, кто отказывался ее видеть.
Я призываю всех вас прочесть труды Хайека и претворять в жизнь его рекомендации действовать со смирением и личной ответственностью. Как и Хайек, я доброжелательный оптимист. Люди по своей природе хорошие и при наличии правильных инструментов они смогут создать самый свободный мир в истории человечества. Я в это верю.