Ю.В.Петухов,
Исполнительный Секретарь ЦК
Буржуазно-консервативной партии,
кандидат философских наук.

Россия после Путина.

Новогодние сказки о буржуазной республике,
консервативной политике и антилиберализме в России.
(Газета “Президент” от 28.11.00.-05.12.00. № 13).

Правильные сказки рассказывают у нас на Руси, особенно под Новый год. Русские люди все чуда какого-то ждут, на печи лежат, да сказки новые слушают. Люблю я сказки А.С.Пушкина. Это правильные сказки. “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

Бывают отдельные события в жизни народов, которые определяют общие очертания в развитии тех или иных государств на столетия вперед. Сначала о них говорят как о сказках, а затем как о социальных революциях. Такими событиями были, например, Английская и Французская буржуазные революции, Война Севера и Юга в Сша, череда буржуазных революций в Европе ХV11-Х1Х вв., изменившие жизнь людей не только в отдельно взятых странах, но и во всем мире в целом.

Бывают отдельные страны, которые упорно сопротивляются общим закономерностям общественного развития, но затем превосходят остальные государства по интенсивности преобразований.

В начале ХХ1 века и всего третьего тысячелетия такой страной явилась Россия, опять заставившая говорить о себе, как и в начале ХХ века после Октябрьского коммунистического переворота 1917 года.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года завершилась поражением молодой российской буржуазии, передачей промышленных предприятий под рабочий контроль и, как следствие этого, - политической диктатурой пролетариата во всех сферах общественной жизни. Диктатура пролетариата восстановила царское денежное обращение, натуральное хозяйство, общинное землепользование и трудовую повинность, которая поставила под сомнение необходимость существования развитой системы товарно-денежных отношений при Советской власти (1917-1991). Ликвидация результатов Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года объективно вернула Россию в условия феодализма и на длительный срок затормозила развитие производительных сил на большей части Европы и Азии.

19-22 августа 1991 года в России произошла новая Буржуазно-демократическая революция, подготовленная и проведенная прогрессивной частью государственного аппарата при абсолютной поддержке и одобрении большей части населения страны.

Идеологи народного антикоммунистического восстания свергли не только господство ортодоксальной части бюрократического аппарата ЦК КПСС, но и пошли еще дальше за критикой коммунистической идеологии. Проведя приватизацию, они разрушили всю систему государственной собственности на основные средства производства. Этот факт доказывает, что начался сложный и длительный процесс социальной революции, развивающийся по своим собственным объективным законам. Одним из таких законов и является закон создания новой идеологии победившего среднего класса, класса новой русской буржуазии - субъекта отношений частной собственности, субъекта идеологии частной собственности, закрепляющей в общественном сознании необходимость новой господствующей формы производственных отношений.

Новая либеральная государственная власть за короткий промежуток времени осуществила свержение коммунистов, установила основные демократические права и свободы в обществе. Новая власть заложила основы рыночных отношений, провела в жизнь самый масштабный и честолюбивый в мире план приватизации государственной промышленности, осуществила отмену централизованного планирования, провела унификацию многочисленных обменных курсов рубля, отменила централизованное распределение и решила многие другие задачи радикальной рыночной реформы. Новая либеральная власть не сделала следующего шага - не создала новой идеологии.

Россия в конце ХХ века вновь была поставлена перед выбором пути общественного развития. Экономических изменений оказалось недостаточно. Буржуазно-либеральная концепция общественных преобразований себя дискредитировала, подменив на практике экономическую свободу государственным регулированием.

Под предлогом борьбы с финансовым кризисом была разработана система мер по выходу из экономического и финансового кризиса, которая предполагала отказаться от либерального курса в пользу административного путем национализации частных банков и частных предприятий, создать ряд крупных государственных корпораций, а также запретить хождение доллара в денежном обращении. Россия, таким образом, вступила в эпоху пореформенной общественной жизни, характеризующейся стагнацией в экономике, систематическим разрушением рынка, реакцией в области государственного управления, депрессией в области общественной психологии и классовой борьбой в области политической идеологии.

Во внутренней политике России все больше и больше стали иметь место политические репрессии против богатых и уважаемых людей, а также репрессии против легитимного частного бизнеса. Внешняя политика стала строиться на агрессивной изоляции России от индустриально-развитых стран мира. Все это вошло в противоречие с интересами частного капитала, без интенсивного развития которого невозможен общественный прогресс в нашей стране. На этом этапе и свершилось чудо. В стране заговорили о новой для российского мировоззрения, о консервативной идеологии.

Понять все нехитрые объективные закономерности ближайшего развития России в начале хх1 века, включая и развитие консервативной идеологии, можно пока еще только с помощью трех предновогодних сказок.

Сказка первая - будет и у нас в ХХ1 веке антилиберализм в качестве государственной религии. Основными чертами консервативной идеологии в России будут длительное время привычный антикоммунизм и новый антилиберализм, что по совокупности соответствует неоконсерватизму, как самостоятельному течению общественно-политической мысли в индустриально развитых странах мира.

Сказка вторая - будет и у нас в ХХ1 веке консерватизм в качестве государственной политики. Государственной политикой в России будет еще более длительное время консервативная политика в американском или западноевропейском понимании этого явления, способная оставаться прогрессивной до полного истребления феодального экономического уклада в общественной жизни нашей страны.

Сказка третья - будет скоро и у нас в России буржуазная республика. В результате объединения прогрессивной идеологии с прогрессивной консервативной политикой будет восстановлена буржуазная республика, утраченная народами России в Октябре 1917 года, как новая господствующая форма политической организации российского общества, как новый тип общественных отношений уже на всю ближайшую историческую перспективу.

Но сказки сказками, а дело, в смысле действительных событий, прежде всего. Времени для сказок уже совсем не осталось. Закономерности замучили и мешают жить по-старому, а по-новому мы еще не научились.

Новый год, новый век и новое тысячелетие Россия встречает в условиях глубокого кризиса буржуазно-либеральной политики. Дальнейшая несостоятельность либеральной политики в России есть результат выявления исторических дефектов самого либерализма, как политической государственной доктрины и государственного метода управления, а не результат неправильного его истолкования или применения этих методов в нашей стране. И вот почему.

Первое. Характерной особенностью господства либеральной политики в России образца переходного общества (1991-2001) является поддержка либеральных идей и либеральных направлений перестройки большинством левых слоев общества и левыми общественно-политическими организациями, за исключением, пожалуй, только коммунистов ортодоксального крыла. В странах развитых демократий, так же как и в России, носителем либеральной идеологии являются широкие демократические и социал-демократические слои общества, но никак не промышленные круги крупной буржуазии, заинтересованные в получении максимальной прибыли.

Старая либерально-демократическая власть в России отражала интересы мелкой и средней буржуазии, экономической целью которой является не рост капитала, а лишь защита и восстановление авансированного капитала, а также его возврат за счет выравнивания нормы прибыли и сведения цены товаров посредством вмешательства государства до их трудовой стоимости. Неразвитость политической системы нового российского общества привела к частичному восстановлению элементов государственного социализма. Буржуазно-консервативная партия выступает против закона равной нормы прибыли, в пользу превышения нормы прибыли над трудовой стоимостью, что исключает вмешательство государства в экономическую жизнь страны.

Вместе с тем, решение вопросов в пользу нормы прибыли за счет стоимости, т.е. превышения цены над стоимостью, будет означать развитие всей промышленности России в целом по причине того, что норма прибыли исчисляется по отношению ко всему капиталу, вложенному в промышленное производство.

Второе. Важной причиной деформации либеральной политики в России явилось широкое вовлечение населения страны в политический процесс в качестве арбитра для разрешения противоречия между общественной, в смысле государственной, формой производства и частной формой присвоения.

Участие населения необходимо было государственной элите для уравновешивания все более возрастающей роли частнособственнических настроений в общественном производстве и в русской духовной культуре. Идеологи либерализма использовали далеко идущие обещания, демагогическую риторику наравне с административными методами проведения приватизации государственных средств производства, не закрепив результаты приватизации в новом общественном сознании и, в частности, в правовой и политической идеологии.

Вместе с тем, новая государственная власть не обратила внимания на один очень важный вопрос, что служит государственная власть теперь не самой себе, как это было при советском режиме, а новому среднему классу, возникшему как новая экономическая власть в результате рыночных реформ в России. Вопрос о судьбе среднего класса, субъекте идеологии частной собственности, был проигнорирован. Средний класс все больше и больше оставался в стороне от реформ пока, наконец, не занял место в среде оппозиции к существующей государственной власти. Идеология частной собственности, которая санкционировала Буржуазно-демократическую революцию 1991 года, превратилась в свою противоположность и общество признало приватизацию государственной собственности незаконной. Противоречием между новой государственной властью и новым средним классом воспользовалась ортодоксальная, а по своей природе реакционная часть государственного аппарата, заинтересованная в пересмотре итогов приватизации и перераспределении государственной собственности. Бюрократический аппарат объявил бунт. Реформы остановились и сменились новым "демократическим" застоем.

Все произошло намного быстрее, чем рассчитывали идеологи приватизации. Имущественная и социальная дифференциация российского населения, т.е. буржуазная трансформация феодального советского общества, опередила либеральную общественно-политическую мысль в стране и стала причиной отрицания либеральных ценностей. Кризис общественного доверия нанес ощутимый и невосполнимый удар по принципам либеральной политики, по либеральной модели общественного прогресса, по либеральному типу демократии и либеральным методам государственного управления. “Демократия масс”, а иногда и “демократия улицы” превратились в видимость демократии на Парламентских (1999 г.) и Президентских (2000 г.) выборах. А победа на Парламентских выборах Межрегионального избирательного блока “Единство” и В.В.Путина на Президентских выборах в полной мере характеризует кризис народных принципов политической власти вообще.

Новая старая власть не успевает за общественным прогрессом, связанным с аккумуляцией и концентрацией частного капитала в экономике и созданием на этой основе новой политической системы частного права, санкционирующего и ускоряющего социальную и имущественную дифференциацию общества. Быстрые изменения и неисчерпаемая способность создания новых форм, как в экономике, так и в политике, уже давно испытывают властные отношения либерального типа на прочность. При советском режиме (1917-1991) власть в России длительное время находилась у партийно-бюрократической и профсоюзной аристократии по причине построения в основном социально-однородного общества. Социальная стратификация и социальная мобильность в эпоху Перестройки (1991-2000) и начавшуюся эпоху “Реставрации” превзошли все ожидания. Властные предпочтения “народных” партий быстро сменились ярко выраженными буржуазными интересами, оставшимися неудовлетворенными в политической сфере прошлых периодов. Принцип “народного авторитета” во властных отношениях окончательно потерял веру, остались только интересы. Натиск новых экономических интересов на государственную власть, отстающую от действительных преобразований в обществе и не учитывающую чужих для нее предпочтений, - явный признак недееспособности либеральной политики.

Третье. Следующий дефект либеральной политики объясняется попыткой найти “общенациональную русскую идею” в социально-неоднородном обществе, где 10% населения имеет 1/3 всех доходов страны.

В стране образовался отрицательный психологический фон для продолжения рыночных реформ. Вместе с тем, резкое падение производственной активности людей стало положительным психологическим фоном для развития разного рода идеалистических концепций общественного развития, к числу которых относится "русская государственно-патриотическая идея" и как ее разновидность - “военно-патриотическая идея”. Накопилась усталость из-за большого объема проведенных изменений за 10 лет перестройки, разочарование в результатах перестройки, а также страх за возможность потерять накопленные денежные средства, в результате административных действий большей части господствующей политической элиты, осуществляемых под видом усиления государственного регулирования в экономике и спекулирования на государственно-патриотической фразеологии. Усталость общества усугубляется административным и бюджетным кризисом, необходимостью самоограничения в экономике или поиском "русского пути", "соответствующего интересам всего человечества" (А.И.Подберезкин) в идеологии.

Видный общественный деятель, Председатель общественного движения "Духовное наследие" А.И.Подберезкин объявил "закат буржуазного либерализма" в Российской Федерации. А.И.Подберезкин выразил в своем заявлении генетическую враждебность среднестатистического российского чиновника идеологии частой собственности и рационализму свободного предпринимательства, широко распространившемуся на территории всей страны в последние 10 лет. По словам А.И.Подберезкина: "…из-за искусственно обостренного вульгарным материализмом в ХХ в. противоречия между наукой и верой эти два направления познания стали стремительно расходиться, более того, прямо противопоставляться. И вина за это лежит отнюдь не на науке, а на потребительской философии либерализма, которой противостоят по своей сути религия, вера. Эгоизм либерализма реализуется в политике стран, его проповедующих. Соответственно кризис примитивного либерализма и меркантилизма требует радикального переосмысления реалий". Наличие А.И.Подберезкина в пореформенной России со своей доморощенной иррациональной идеологией патриархальной России и есть для частной собственности самая опасная реальность, которая требует, по крайней мере, изучения.

Таким образом, несостоятельность буржуазно-либеральной политики и либеральной идеологии обозначает только продолжение общего социально-экономического кризиса старой системы власти, построенной на привычных социалистических и “народных” принципах. Правительственные идеологи продолжают проводить публичную политику, направленную на “заигрывание с массами” против “общего врага” - внутренней русской буржуазии. Вместе с тем эта буржуазия вот уже более 10 лет является основным работодателем для тех же народных масс, что по существу делает все попытки либеральной власти безуспешными, а все Программы выхода из социально-экономического кризиса на принципах государственного регулирования, начиная от Примакова и кончая Грефом, невостребованными.

Наконец, дефолт и девальвация рубля, объявленные Правительством России в 1998 году, на самом деле усугубили антибуржуазные настроения в обществе и обострили противоречия между трудом и капиталом, но не достигли ожидаемого политического эффекта, не укрепили, а только ослабили российскую государственность. Дефолт 1998 года - это не что иное, как яркое проявление недееспособности либеральной доктрины общественного развития и хорошая предпосылка для быстрой трансформации пореформенного устройства российского общества в буржуазную республику.

Основой Буржуазной Республики может быть двухполярная политическая система государственного устройства России, представляющая, с одной стороны, либерально-демократические слои населения, с другой стороны, консервативные буржуазные слои, выступающие против закона равной нормы прибыли, против нормирования рентабельности производства. Конкуренция разных политических сил будет означать борьбу противоположностей в обществе и своевременное выявление объективных закономерностей общественного развития в России.

И кто в мире после этого сможет сказать России - “нет”?!

09 октября 2000 г.