ОН УВИДЕЛ ПАДЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА. МЕЧТА СБЫЛАСЬ.

Памяти Фридриха фон Хайека

 

23 марта 2017 года исполнилось 25 лет со дня смерти великого экономиста, философа и общественного деятеля Фридриха Августа фон Хайека (1899 - 1992). Нобелевский лауреат 1974 года по экономике Фридрих фон Хайек, последовательный сторонник теории «открытого общества», является одним из самых влиятельных мыслителей новейшей истории. Современники Хайека подтверждают, что он видел «взлет и падение фашизма, национал-социализма и советского коммунизма».

Экономическую картину мира в ХХ веке определяли два выдающихся ученых: отец рыночной экономики - Фридрих фон Хайек и основоположник принципов государственного планирования и интервенцизма в условиях капиталистического хозяйства - лорд Джон Мейнард Кейнс.

Фридрих фон Хайек понимал, что социалисты обещали больше, чем могли когда-либо дать, поскольку все знания, необходимые для того, чтобы управлять обществом, должны быть собраны и обработаны единоличной властью. Данное допущение упускает из виду тот факт, что современное общество основано на использовании широко рассеянного знания, которое не может быть собрано и сопоставлено центральной командной структурой и тем более одним человеком. Социалистические доктрины возродились после первой мировой войны, когда воюющие страны создали военные экономики, основанные на принципах централизованного и коллективного планирования. Таким порядком они хотели решить проблемы управления хозяйством в условиях мирного времени.

С 30-х годов ХХ века сформировались две школы в политической экономии. Первая отстаивала социалистические принципы централизованного планирования при господствующем влиянии государства в экономике. Вторая, представителем, а затем и авторитетом которой был Фридрих фон Хайек, выступила с резкой критикой государственной экономики. Причиной послужил простой вывод многих либеральных экономистов, что проблема эффективного использования ресурсов и справедливого распределения общественного продукта, перед которой стоит каждый социалист, занимающийся планированием, является непреодолимой. Требование о равенстве материального положения может быть удовлетворено только тоталитарным правительством по типу «гестапо».

Джон Мейнард Кейнс представлял экономическую школу Кембриджа. Либеральную школу представляла Лондонская школа экономики, где Фридрих фон Хайек в 1931 году начал читать свои лекции по кредитно-денежным отношениям, капиталу, теории экономических циклов, т.е. самым актуальным проблемам экономики в условиях великой депрессии.

В 1935 г. Фридрих фон Хайек издал книгу «Коллективистское экономическое планирование: критическое изучение возможностей социализма». Всю свою жизнь Фридрих фон Хайек посвятил борьбе с централизованным планированием и интервентизмом, сторонником которого был лорд Джон Мейнард Кейнс, издавший в 1936 году свою основную работу «Общая теория занятости, дохода и денег». Эта книга Кейнса перевернула весь экономический мир на последующие 40 лет. Один из историков того времени писал: «То, что экономическая система Кейнса предложила безболезненное решение тяжелых проблем и была политически возможна, гарантировало ей популярность; все коллективисты, социалисты, либералы, и даже консерваторы типа Макмилана поспешили принять ее… Чтобы бросить вызов теории Кейнса, необходимо было быть реакционным и, как говорили, непреклонным»

В Лондонской школе экономики Фридрих фон Хайек преподавал до 1950 года. К этому периоду работы относится его книга против государственного вмешательства в экономику «Дорога к рабству», изданная в 1944 году и давшая Фридриху фон Хайеку всемирную известность. Книга была переведена на многие языки в 20 странах мира и, в том числе, на русский язык в 1983 году.

Черчилль в период избирательной компании 1945 года, находящийся под влиянием идей «Дороги к рабству», говорил своим идеологическим противникам - лейбористской партии, что социализм неразрывно связан с тоталитаризмом и презренным поклонением государству. Если бы либеральное правительство согласилось на выполнение своей социалистической программы, оно должно было бы вернуться к некоторой форме гестапо. Это блестящее выступление Черчилля получило название «Речь о гестапо».

После выборов 1945 г. политический маятник качнулся в Великобритании в сторону левой оппозиции. Правительство возглавил лидер Лейбористской партии Клемент Аттли, склонный считать возможной полную занятость населения в свободном обществе. В период с 1945 по 1951 год в Великобритании был национализирован английский банк, а также целые отрасли промышленности, такие как угольная промышленность, гражданская авиация, телесвязь, транспорт, электрические компании, предприятия по добыче и производству газа, железа, и стали - те отрасли промышленности, в которых работали миллионы рабочих.

Полной занятости достигнуто не было, но теория Кейнса стала ортодоксальной на многие годы и во многих странах мира. В Западной Европе население многих стран избрало социалистические правительства, подобные избранному в Великобритании в 1945 г., полагая, что государственное планирование выиграет мир, как оно победило в период войны. Холодная война привела к необходимости объединения ученых, защищающих либеральные традиции свободного мира против все нарастающей тенденции правительственного вмешательства в экономику. Так было создано Хайеком общество «Монт Пелерин» в 1947 году, давшее миру известных ученых, лауреатов Нобелевской премии, и общественных деятелей (Карл Поппер, Милтон Фридман, Людвиг Эрхард, автор экономического чуда в Германии и ставший впоследствии канцлером ФРГ с 1963 по 1966 годы).

После второй мировой войны центром возрождения и интеллектуальной защиты либерализма стал Чикагский университет в Америке. Именно американским лидерством восстанавливалась послевоенная Европа и сдерживался коммунизм. В 1950 году Фридрих фон Хайек был назначен профессором Чикагского университета, где проработал до 1962 года. К этому периоду относится его основное произведение «Конституция свободы» (1960 г.), которая была издана в канун празднования 100 летнего юбилея со дня написания книги «О свободе» великим английским философом ХIХ столетия Джоном Стюартом Миллем (1806-1873).

К 70-м годам ХХ века кейнсианство утратило доверие, поскольку подскочила послевоенная инфляция, а уменьшения безработицы, как это обещал Кейнс, так и не наблюдалось. Работы Фридриха фон Хайека были признаны администрациями М.Тетчер и Р.Рейгана, которые осуществили по рекомендации Хайека снижение государственных расходов, отменили государственный контроль в экономике и ограничили монопольное влияние профсоюзов.

В 1991 году Фридрих фон Хайек был награжден медалью «Свободы», самой высокой гражданской наградой США. Особый интерес представляет трехтомная работа «Закон, законодательство и свобода» (1988), где исследуются юридические нормы, необходимые для поддержания свободного общества. На фоне высокой инфляции и высокого налогообложения эта книга обеспечивает интеллектуальную опору для рыночных реформ и для оптимистического взгляда на индустриальное развитие общества. Последняя работа Фридриха фон Хайека, изданная в 1988 г., называется «Пагубная самонадеянность - интеллектуальная ошибка социализма».

Фридрих фон Хайек скончался 23 марта 1992 года на 93 году своей жизни в городе Фрайбург-Брайсгау, увидев крушение берлинской стены, объединение Германии и закат мирового коммунизма. Хайек наблюдал демонтаж Берлинской стены и, по словам своих родных, стремился побывать в Москве.

Однако, главным итогом жизни Фридриха фон Хайека все же является убедительная победа над Кейнсом, победа децентрализации экономики над централизованным планированием, победа самоорганизующегося спонтанного порядка над государственным вмешательством в общественную жизнь. Общественный порядок вполне может существовать без принуждения и приказов. Правила функционирования спонтанного порядка, основанные на принципах рыночной экономики, в корне отличаются от принципов государственного регулирования спросом Кейнса и плановой социалистической организации общества. Спонтанный порядок существует повсюду и существует всегда за пределами государственного регулирования. Падение социализма состоялось и состоялось на глазах у миллионов людей в мире, что подтвердило правильность и жизненную силу теории спонтанного порядка Фридриха фон Хайека.

Экономическая теория Хайека послужила в дальнейшем теоретической основой для окончательного разгрома государственного социализма, как политической доктрины государств коммунистического блока. Примером государств, основанных на принципах государственного социализма или, что идентично, принципах «замкнутого торгового государства» (Фихте), в которых труд рассматривался как гражданская повинность, а трудовые армии, как проявление героического духа молодежи, является СССР. В конце 20-х годов (1927-1929 гг.) с введением политики контрактации в отношениях между городом и деревней большая часть русского населения, и особенно крестьянство, превратилась в заключенных. Политика использования заключенных в промышленном производстве СССР, с самого начала своего существования, получила название «трудовые армии». Использование «трудовых армий» в промышленном производстве окончательно похоронило экономическую свободу, восстановленную Новой экономической политикой с марта 1921 года. Рыночные отношения в России надолго были исключены из общественного производства и подменены государственным внеэкономическим принуждением к бесплатному труду.

В эпоху после крушения Берлинской стены, разъединившей Европу на две враждебные части Западную Европу и Восточную Европу, идеи Хайека для Новой России, уже не социалистической, но еще и не капиталистической, становятся все более актуальными. Основным врагом для современной России является страх перед развивающимся капиталистическим хозяйством и, основанная на этом страхе, ностальгия по коммунистическому режиму. Политика «реставрации» победила в России в 2000 году с уходом Б.Н.Ельцина с поста Первого Президента Российской Федерации. Началась дискредитация рыночной экономики и демократических принципов общественного устройства. Дискредитация ведется правительственными идеологами с целью оправдания политики «красного террора», проводимой ранее коммунистической партией, в качестве основного средства государственного внеэкономического принуждения к бесплатному труду. Появились опасные черты возвращения страны в 30-е годы ХIХ века - в период, который получил в научной литературе название «феодальный социализм».

Характерными признаками «феодального социализма» в России являются: неразвитые торговые отношения, суррогатные деньги, патриархальные экономические связи, натуральный обмен, государственное регулирование, социально ориентированные рыночные отношения, социальное государство, а также казенный патриотизм, как официальная идеология новой государственной власти, основанный на русской православной идеи ХIХ века. Ошибочное манипулирование массовым сознанием, идеологическая деморализация общества, а также наличие маниакально - депрессивного синдрома в обществе привели к противопоставлению правительства и общества. Методы государственного управления у большей части чиновников трансформировались в иррационализм государственного либерализма. В полном объеме иррационализм проявился в деятельности Е.М. Примакова на посту Премьер-министра Российской Федерации по возврату к методам государственного немецкого социализма в управлении экономикой страны. А объявленный правительством курс на строительство «субсидиарного государства», т.е. решение проблем бедности за счет богатых слоев населения, также порожден «прусским инстинктом» самосохранения государственной административной системы (так было в «социальной политике» князя Бисмарка в период развития капитализма в Германии по специфическому «прусскому пути»). Рационализм буржуазии у князя Бисмарка подменялся нравственным детерминизмом бюрократии, производство подменялось моралью, реакционное государство подменялось пропагандой «общенародного государства», «отражающего интересы всех трудящихся классов».

Общим в программах «государственного социализма» и «феодального социализма» является попытка отделить распределительные отношения от производственных отношений, а затем «исправить распределительные отношения капитализма» путем тоталитарного подчинения товарно-денежных отношений требованиям военных и административных кругов. Частная жизнь исключается. Политиками являются только государственные и муниципальные служащие. «Каждому отведено особое место: одному дано властвовать, другому – подчиняться», - отмечает Хайек. Спонтанный порядок рыночных отношений меняется на военную организацию государства, которым легче управлять. Экономика превращается в «экономическую безопасность». Казенный патриотизм становится мерой стоимости. Предпринимательский дух подменяется героическим духом нации, организованной по принципу трудовых армий, что и было в недалеком прошлом в России.

Вернер Зомбарт (1863-1941), известный немецкий экономист и социалист, прошедший путь, как и большинство представителей социал-демократического движения Германии, от марксизма к последовательному национал-социализму, писал: «Развитие техники следует впрячь в колесницу государственных требований, а индивидуальные потребности подчинить последним. Направлять вкусы будет новая элита. Экономические институты, кредит, производственные мощности и транспорт должны быть поставлены на службу требованиям военных. Из производственной деятельности общества следует устранить принцип обеспечения прибыли, и деятельность промышленных предприятий станет стабильной. Наконец, все это поможет раскрыться подлинному германскому Volksgeist (духу народа) - единственной эффективной альтернативе еврейскому капиталистическому духу». Правильно Черчилль отвергал «презренное поклонение государству» в своей «Речи о гестапо», а Фридрих фон Хайек также неоднократно указывал именно на социалистические корни в нацизме.

Восстание народных масс в Москве в 1991 и 1993 годах ликвидировало большую часть внеэкономического принуждения к бесплатному труду, господствовавшему в России с октября 1917 года. Однако, «родимые пятна», оставшиеся от коммунистического режима, еще долго будут вредить как русскому народу, так и народам всего мира, и будут неистребимы без широкого участия населения Российской Федерации в борьбе с мракобесием казенных идеологов и косностью исторического мышления.

Почему так много лет потребовалось, чтобы наконец понять, что правительство при централизованном планировании работать не в состоянии и, тем более, решать многочисленные политические и социально-экономические проблемы, что разросшееся и погрязшее в коррупции правительство само является проблемой для гражданского общества, что децентрализованная рыночная экономика более восприимчива к прогрессу и благосостоянию людей, чем централизованная, что «государства всеобщего благосостояния» не существует, а обещание центрального правительства исправить результаты рынка ведет к еще большей несправедливости, бедности, разочарованию и возможно только при тоталитарном правлении, что демократия, защищающая частное предпринимательство и экономическую свободу, мир, безопасность людей, свободу личности и традиционные либеральные ценности, возможна только в условиях господствующего положения частной собственности в экономике страны, что построить мирное общество с минимальными средствами возможно только в условиях свободного рынка. Разве трудно было это понять раньше, когда для сегодняшнего молодого поколения «деревья были еще большими»? Однако, Хайек ставит вопрос иначе, «почему люди так снисходительны к государству и так недоверчивы к рынку?» Почему не ставится вопрос о необходимости ограниченного правительства в стране? Почему не принимается закон об ограничении функций правительства как это было сделано в большинстве стран Европы?

Рыночные отношения в России на период с 1917 по 1991 год были исключены из общественного производства и подменены государственным внеэкономическим принуждением к труду. Установился режим, получивший впоследствии название «государственный социализм», действующий по принципу «государство как фабрика» (Вернер Зомбарт). Великие умы государственного социализма так и не смогли решить вопрос «как измерить труд при социализме?». Это и погубило социализм, как сопутствующий докапиталистический экономический уклад. Осталась ложь правительственных чиновников. Ложь ортодоксальной бюрократии явилась основным средством внеэкономического принуждения к бесплатному труду, запугиванию населения страны, а также сыграла свою роль в распространении и сохранении косности общественного мышления. Таким образом, центральное и назначаемое правительство превратилось не в источник общественного прогресса, а в его тормоз. Нельзя жить в обществе, где де-факто существует капитализм, а де-юре – социализм.

Гражданское общество состоит из экономически независимых, активных, имущих и богатых людей, имеющих собственность и формирующих за свой счет свою собственную государственную власть на основе закона об ограничении функций правительства страны. «Гражданин, по Гегелю, есть bourgeois» (буржуа), - член гражданского общества. Целью гражданского общества далее является проведение реформы государственной власти на основе приведения в соответствие экономических отношений частной собственности (экономическая категория) и права собственности как юридической категории. Только таким образом соотносятся понятия «экономическая власть» и «политическая власть». Только рынок, по словам Хайека, позволяет нам работать друг с другом, а не только для себя, только цены являются единственно достоверным и наиболее важным источником информации для производителей и потребителей. Правительство при этом должно быть представительным, ограниченным, минимальным, а частная собственность господствующим способом производства, но никак не сопутствующим экономическим укладом как это бывает при социализме.

Вместе с тем, по оценкам западных аналитиков, правительства многих стран сегодня становятся все более и более интервенционистскими. Ставятся под сомнение такие общечеловеческие либеральные ценности, как экономическая свобода, свобода личности, права человека, верховенство закона, равная свобода в соответствии с законом, свободный доступ к информации. Атака на классический либерализм идет со всех сторон, со стороны левацких социалистических и социал-демократических партий, со стороны правого авторитарного популизма, со стороны радикального политического исламизма.

Естественные законы общественного развития, как известно, нравственно нейтральны и всегда неумолимо прокладывают дорогу новому общественному порядку, при котором децентрализация экономики доводится до границ децентрализации всей общественной жизни в стране. Современный индустриальный мир, благодаря научным работам Хайека, выработал три императива общественного прогресса: свободное движение капитала («экономическая свобода»), защита частной собственности и частного предпринимательства, обеспечивающая личные возможности человека на рациональный и продуктивный труд, а также желание воспользоваться индивидуальной свободой как средством собственного развития человека. В итоге рыночной реконструкции старого государственного общественного порядка будет стабильно работать система законов «самоорганизующегося» или «спонтанного порядка», основанного на принципах рыночной экономики свободного общества. Рыночная саморегуляция общества развивает и защищает в силу естественного закона принципы экономической свободы и частного предпринимательства, принципы и институты демократического капитализма, принципы и институты эффективной обороны и внешней политики, контролирует деятельность ограниченного правительства, а также продвигает индивидуальную свободу как средство собственного развития человека. Под естественным законом понимается тот признаваемый всеми факт, что частная собственность не может работать в недемократическом обществе.

В гражданском капиталистическом обществе, построенном на принципах демократической саморегуляции, правительство должно отказаться от защитных протекционистских мер, бюджетных методов регулирования конъюнктурой рынка, перераспределения собственности и ресурсов в стране. Правительство должно вернуть общество к рыночным методам правления, к использованию свободной конкуренции в качестве структурообразующего фактора во всех сферах общественной жизни, включая государственное управление. Гражданское общество должно строиться на принципах, основанных на действии имущественного ценза в избирательном праве, общество должно ликвидировать политику частно-государственного партнерства, должно обеспечить свободное развитие рынка труда, обеспечить право наследования крупного частного капитала, провести судебную реформу. Общество должно унифицировать законодательную базу с индустриально-развитыми странами мира, переработать все экономическое законодательство для обеспечения свободного и безопасного движения частного капитала. Частное право должно санкционировать превышение нормы прибыли над трудовой стоимостью.

Фридрих фон Хайек с оптимизмом смотрел на крушение Берлинской стены и думал, что когда-то люди почувствуют вкус свободы и процветания и захотят сохранить для себя свободу спонтанного общественного порядка, основанного на власти частной собственности. Жизнь Хайека это пример беззаветного служения открытому обществу, с тем чтобы люди сами могли понять простую истину, что своя собственная свобода и благополучие зависят только от торжества либеральных ценностей в стране. И только так можно будет победить коррупцию в верхних эшелонах власти, а не фотографиями со спутников. И ничего более. И никак иначе.

И последнее. В год 100-летия Февральской буржуазно-демократической революции в России, начавшейся 23 февраля 1917 года, в результате которой состоялось добровольное отречение императора от русского престола, а также было конституировано развитие капитализма в России, следует вспомнить слова нашего соотечественника Николая Александровича Бердяева. Он завещал нам «оформить» территорию России, т.е. оценить территорию (читай: оценить всю землю) страны в денежном выражении. В дальнейшем нельзя препятствовать против продажи всей земли (в том числе сельскохозяйственной и пахотной) через Товарно-сырьевую биржу, что позволит рынку следить за оборотом земли как товара. Земля должна продаваться, а не раздаваться населению по одному гектару. Это Вам не социализм с его безнравственной системой уравнительного распределения. Буквально все подлежит счету: и леса, и вода, и недра, и земля, и то, что находится на земле или в воде. Следует также согласиться с Н.А.Бердяевым, что только рынок земли может обеспечить бумажноденежную эмиссию и допустить максимальное увеличение объема денежной массы, оборачивающейся в стране. Капитализация государства, как совокупная капитализация национальных предприятий, включает в себя, в первую очередь, стоимость земли на которой находятся предприятия. И это все, что надо сделать для повторения экономического чуда 1913 года. Просто и строго. И никакой лирики.

Ю.В.Петухов

Директор-распорядитель

Фонда Фридриха фон Хайека (Москва)

23 марта 2017 года.