ПРИВЕТСТВИЕ
РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПАМЯТИ ХАЙЕКА
профессора Кристиана Ватрина, президента Общества Мон Пелерин
26 марта 2002 года
Дорогие друзья свободы!
Для меня большая честь обратиться к вашему форуму с приветствием и передать от Общества Мон Пелерин пожелания успехов этой интересной конференции, которая призвана рассмотреть научный и философский вклад Фридриха фон Хайека – одного из величайших мыслителей ХХ века.
Ваша конференция дает мне возможность сказать несколько слов об Обществе Мон Пелерин. Наше общество было основано в 1947 году Фридрихом фон Хайеком и Вильгельмом Рёпке недалеко от Женевского озера в маленькой деревушке на вершине горы Мон Пелерин. Перед основателями Общества в то время стояли те же самые проблемы, с которыми вы сейчас сталкиваетесь в Восточной и Центральной Европе и с которыми мы продолжаем бороться на Западе.
После Второй мировой войны многие европейские страны переживали период авторитаризма и тоталитаризма. Во время войны даже более свободные страны прошли через период, когда государство господствовало практически во всех сферах жизни – от рождения до смерти. Как ни странно, окончание войны вовсе не привело к всплеску личной свободы. Напротив, иллюзии социалистов были в моде в большинстве европейских государств. Свобода личности воспринималась как вышедшая из моды идея либерального ХIХ века.
В этих обстоятельствах небольшая группа людей из различных стран Европы и США, верящих в преимущества свободного общества, собралась, чтобы обсудить, как восстановить в качестве источников процветания и мира не только экономическую свободу, но и политическую, культурную свободы и свободу совести в потрясенных войной европейских странах.
С высоты сегодняшнего опыта, оглядываясь на эти усилия, предпринятые свыше 50 назад, можно сделать вывод, что общества Запада сделали определенный прогресс на пути к свободному обществу. Сегодня народы, живущие в Западной Европе, свободны в выборе товаров, могут путешествовать по всему миру и свободно голосовать за те политические партии, которые они считают лучшими для решения назревших проблем.
Однако жизнь в свободном обществе вовсе не означает, что это общество подлинно свободно. Все еще существуют обширные сферы жизни, где государство доминирует, например, в здравоохранении и пенсионном обеспечении. Многочисленные вопросы и проблемы политизировались и перешли в ведение государства. Граждан контролируют и наказывают, они обучаются в государственных школах, медицинская помощь предоставляется государственными больницами, и граждане вынуждены покупать товары и услуги неэффективных государственных монополий.
Таким образом, наша цель свободного выбора образа жизни сталкивается с бесчисленными ненужными правилами и препятствиями. Наши рынки подвергаются постоянному вмешательству со стороны государства, что угрожает нашему благополучию. Наши налоги сейчас самые высокие за всю историю последних десятилетий. Большинство правил не нужны: единственным оправданием государственного вмешательства в отношения между людьми является ситуация, когда действия одного лица ущемляют свободу другого.
Новое демократическое общество и рыночная экономика в ваших странах также сталкивается с этими проблемами. Конечно, вы встали на путь свободы лишь десять лет назад. Но это небольшое различие по сравнению с вашими соседями на Западе, которые знают, что те, в чьих руках находятся рычаги власти, часто злоупотребляют ими либо для личного обогащения, либо в незаконных целях.
Мы все находимся в одной лодке и гребем в направлении сохранения и расширения свобод личности. И позвольте мне заметить, что, начиная с удивительного 1989 года этот путь ведет к победе. Процесс глобализации означает, что мы завоевываем свободу, не спрашивая разрешения наших правителей. Например, Интернет дает нам возможность связываться со всем миром. В нашем городе мы больше не подвержены воздействию одной-единственной радиостанции, находящейся под контролем государства. В отличие от прошедших времен мы можем покупать товары, где угодно, или работать, у кого угодно. Мы не обязательно должны жить в стране, где родились. Мы можем голосовать не только бюллетенями, но и ногами. Мы свободны в передвижении в рамках наших стран. С дальнейшим расширением мирового рынка труда мы, как правило, можем выбирать страну, в которой хотим работать. Уже создан хорошо функционирующий мировой рынок капиталов, который в конечном итоге дает нам возможность вкладывать наши средства туда, где, как нам кажется, они будет лучше всего работать.
Конечно, свобода личности не может быть безграничной. Свобода и порядок – две стороны одной медали. Ведь анархия ведет не к миру, а к гражданской войне. Поэтому мы должны реформировать свои органы власти так, чтобы они действовали в соответствии с нормами закона. Необходимо также гарантированное социальное обеспечение, как утверждает Хайек, чтобы спасти действительно бедных от голода. Борьба за свободу личности не означает ни согласия с анархическими идеалами, ни статистически-бюрократического взгляда на общество. Мы должны искать такие пути, которые, с одной стороны, повысят наши шансы на принятие собственных решений, с другой стороны, не будут ущемлять свободу наших соседей.