ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА
ЗАЯВЛЕНИЕ
Ю.В.Петухова по случаю вступления в должность Директора-распорядителя Фонда Фридриха фон Хайека.

9 декабря 2002 г.

23 марта 2002 года исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося ученого и гуманиста, лауреата Нобелевской премии в области экономики 1974 года Фридриха фон Хайека.

Буржуазно-консервативная партия обратилась в сентябре 2001 г. в американский Фонд “Наследие” (The Heritage Foundation) с предложением о проведении в Москве 26 марта 2002 года Международной научной Конференции “Новый общественный порядок в России. Фридрих фон Хайек: жизнь, методология, уроки”, посвященной памяти Фридриха фон Хайека.

Мой доклад “Социалистические корни нацизма”, прочитанный от имени Центрального Комитета Буржуазно-консервативной партии, приветствия Эдвина Фолнера, Эмонна Батлера и Кристиана Ватрина, поступившие в адрес конференции, а также другие материалы публикуются на отдельной странице нашего сайта www.hayek.ru.

Организаторы и участники конференции исходили из убеждения, что пришло время более внимательно отнестись к мировому опыту - к опыту “неолиберальной экономической политики”, примененной в развитых индустриальных странах, основоположником которой был Фридрих фон Хайек.

На конференции был создан Организационный комитет по учреждению “Фонда Фридриха фон Хайека” в Москве для поощрения лучших академических работ в области “неолиберальной экономической политики” и рациональной политической теории, а также для издания полного собрания сочинений этого выдающегося ученого и гуманиста. Может быть, в наследии этого великого “австрийского аристократа с изящными манерами и интеллектуала двадцатого столетия” (Э.Фолнер) мы сможем найти решение всех наших внутренних и международных проблем.

Фонд Фридриха фон Хайека был зарегистрирован в Российской Федерации 3 декабря 2002 года (№ 1027717008901).

Популяризацией идей неолиберальной экономики, последовательным сторонником которых в ХХ веке был Фридрих фон Хайек, занимаются в мире следующие организации: Институт Адама Смита в Лондоне, Институт Фрэйзера в Ванкувере, Фонд “Наследие” (The Heritage Foundation) в Вашингтоне, а также Международный Фонд Фридриха фон Хайека (The Hayek Foundation) совместно с другими национальными институтами и организациями.

Фонд Фридриха фон Хайека в Москве это международный неправительственный научно-исследовательский, политический и финансовый центр, занявший свою собственную нишу в области неолиберальной политики.

Фонд создан в России для финансирования исследований в области теории и практики неолиберальной политики. Фонд последовательно выступает против государственного протекционизма, за утверждение во всем мире принципов частной собственности, свободного рынка и частного предпринимательства, за обеспечение свободы личности и ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется за счет частных пожертвований.

Все публикации Фонда Фридриха фон Хайека доступны в Интернете по адресу: www.hayek.ru.

Предпосылки создания Фонда.

Создание Фонда Фридриха фон Хайека явилось закономерной реакцией на неспособность политического класса России обеспечить для страны безопасную и зажиточную жизнь.

Россия как была, так и осталась страной мелкобуржуазной и гордой, а потому глубоко несчастной для всех категорий собственного населения и опасной для мирового сообщества. В результате непоследовательности демократических преобразований 90-х годов ХХ века народ России не хочет уже ни социализма, ни капитализма, так как остро ощущает для себя угрозу, как со стороны социализма, так и со стороны капитализма.

Российская властвующая элита дискредитировала себя в глазах мировой общественности, ведя войну против своего народа на Северном Кавказе, уничтожая и выгоняя национальную буржуазию под видом социализации рыночных отношений, и особенно своей тупой неразборчивостью в личной социальной ориентации.

В экономической теории отдается предпочтение на первый взгляд “невинной” мелкобуржуазной теории “ограниченного либерализма” (Е.Ясин) или “субсидиарного государства” (Г.Греф), доказывающей неизбежность решения социальных проблем бедности за счет богатых слоев населения.

В результате своей социальной нечистоплотности национальная буржуазия обслуживает коммунистические, рабочие, социал-демократические и центристские партии, повторяя ошибки своих предшественников – русской буржуазии накануне Октябрьского государственного переворота 1917 года.

Русская буржуазия активно поддерживала и финансировала партию большевиков, чем способствовала конфискации помещичьих земель, национализации фабрик и заводов, установлению рабочего контроля в сфере производства, обращения и распределения, национализации банков и синдикатов, укреплению государственной собственности и, наконец, введению в интересах трудящихся классов планового хозяйства накануне Октябрьского переворота. Без активной помощи русской буржуазии перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую невозможно было в принципе.

Борьба за рабочий контроль, которую пролетариат начал в первые же дни буржуазно-демократической революции, проводилась под руководством политических организаций большевиков – фабзавкомов. Рабочий контроль был установлен на большей половине предприятий России в период с марта по сентябрь 1917 года. Надо ли напоминать современным “олигархам”, что сделали большевики с русской буржуазией после своей победы.

Государственный протекционизм и, как следствие, позор для всей страны, являются результатом сговора между только лишь небольшой частью слабой национальной буржуазии, с одной стороны, и сильной государственной властью, с другой стороны.

Следует со всей очевидностью констатировать тот факт, что развитие капитализма в России умело остановлено на неопределенное время. Вместе с тем, следует констатировать и другой очевидный факт, что наличие в стране миллионов частных собственников, включая и собственников в среде высших должностных лиц государства, не позволит власти безнаказанно вмешиваться в экономику частной собственности.

У бизнеса сложилось твердое опасение, что действующий состав власти не сможет профессионально справиться со своей работой, как того требует развитие капитализма в России. Чем сильнее государственный протекционизм проявляется во внутренней политике страны, тем больше и больше будет появляться организаций, способных разрушить препятствия для развития капитализма в Российской Федерации. К одной из подобных организаций по праву относится и Международный Фонд Фридриха фон Хайека, созданный для осуществления в стране новой либеральной политики в противовес “старой” и по своей природе – мелкобуржуазной политики государственного либерализма.

Новейшую историю России Фонд будет изучать заново. И начнем мы с Февральской Буржуазно-демократической революции 1917 года, положившей начало развитию капитализма в России. Только с этих позиций можно дать оценку тому, что же случилось с нашей страной в ХХ веке и продолжает происходить сейчас.

Гражданское общество.

В современной России существует некоторое недопонимание понятия “гражданское общество”, которое является по существу синонимом понятия “буржуазное общество”. Гражданское общество состоит из экономически независимых, имущих и богатых людей, имеющих собственность и формирующих за свой счет свою собственную государственную власть на основе закона об ограничении функций правительства страны. Только таким образом соотносятся понятия “экономическая власть” и “политическая власть”.

В любом гражданском обществе человек сам отвечает за свою собственную индивидуальную судьбу, а не государство, каким бы социальным оно не считалось.

Фонд Фридриха фон Хайека это буржуазный фонд. В понятии буржуазного общества отражена конечная цель “неолиберальной” реформы - создание гражданского общества в виде буржуазного государства, основанного на частной собственности и парламентской форме правления, а также воспитание частного лица, свободной личности, гражданина, как члена буржуазного общества. “Гражданин, по Гегелю, есть bourgeois” (буржуа), - член гражданского общества. Нашим методом является проведение реформы государственной власти на основе принципов “неолиберализма”, более адекватно отвечающих интересам развития частного капитала и среднего класса в индустриально-развитых странах мира.

В условиях социалистического общества, как общества докапиталистической формации, самоотчуждение человека в труде посредством государственного принуждения и государственного рабства было общепринятым явлением.

Новый класс русских капиталистов, русская буржуазия появился в Российской Федерации в результате проведения экономических реформ централизованного народнохозяйственного комплекса СССР после вступления в силу закона “О кооперации в СССР” от 26 мая 1988 г.

Реформы глубоко проникли в отношения собственности и в недрах патриархальной социальной структуры советского общества, где господствовали ранее кровнородственные или территориальные отношения, сложился новый тип человека – человек с собственностью. Только человек с собственностью может понять острую необходимость использования методов “праволиберальной” экономической политики в современной России.

Русские капиталисты при определении понятия “средний класс” исходят из основного критерия, а именно из частнособственнических отношений большой группы людей к основным средствам производства, т.е. из новых производственных отношений, закрепленных правом частного владения, распоряжения, пользования и наследования основных средств производства внутри отдельной семьи, а не общества в целом.

Власть частной собственности многим не нравится. Это вполне естественное положение вещей, так как капиталисты сами производят, и сами распределяют свою прибыль без помощи государства. Но другого пути к техническому прогрессу человечество еще не выработало.

Начало Х1Х века характеризовалось как победой третьего сословия в буржуазных революциях и бурным развитием капитализма в странах Западной Европы и Северной Америки, так и яростным сопротивлением аристократии и духовенства против буржуазного сословия. Так было всегда, так продолжается и сегодня в России.

Экономическая свобода и приватизация государственной собственности в результате рыночных преобразований в России было воспринято большей частью советских людей как условие их собственного развития, а наличие частной собственности – как приобретение прав гражданства, как реализация своей политической свободы, как своя собственная духовная свобода, от которой уже никто добровольно не откажется.

Вместе с тем, в классических исследованиях по философии истории и философии права мы не встречаем ни одного исследования о том, какая форма земельной собственности является самой продуктивной, создает наибольшее богатство. Богатство не выступает как цель производства. Исследуется всегда вопрос, какой способ собственности обеспечивает государству наилучших граждан. Поэтому в результате всех буржуазных революций происходило деление населения на “активных”, людей, имеющих собственность – граждан, и “пассивных”, людей, не имеющих собственности, людей, ведущих борьбу против парламента, - “не граждан”, а также вводился против неимущих классов высокий имущественный ценз в избирательное право.

Государственная социалистическая собственность в России оказалась на практике более низкой формой развития производительных сил общества, чем частная собственность.

Неразвитость производительных сил советского общества отразилась на слабом развитии русской духовной культуры, в основе которой остались от прошлых веков и долго господствовали в умах и настроениях людей “малокультурность, примитивная недифференцированность, слабое сознание безусловной ценности истины и ошибка морального суждения” (Н.А.Бердяев).

Характерными признаками раннебуржуазного общества в России остаются: неразвитые торговые отношения, патриархальные экономические связи, натуральный обмен, множество меновых эквивалентов, суррогатные денежные знаки, поступающие в обращение, государственное регулирование, социально ориентированные рыночные отношения, социальное государство, общее антикапиталистическое настроение людей.

В обществе господствует казенный военный патриотизм, как официальная идеология новой государственной власти, основанная на русской национальной идеи Х1Х века. “Русская патриархальная идея” требует от каждого человека строгого исполнения общественного и военного долга, аскетизма в потреблении, чтобы все доходы капиталистов были зафиксированы государством и распределены между неимущими классами.

Россия в настоящее время является классическим замкнутым торговым государством с преимущественно несвободной или, так называемой, “нравственной” экономикой.

Мы создали Фонд Фридриха фон Хайека на основе собственных нравственных убеждений. Наши взгляды разделяют банкиры и промышленники, фермеры и предприниматели, люди свободных профессий и представители российской интеллигенции, а также новое поколение госаппарата. Попечителей Фонда объединяет ответственность за себя и свою семью, а, следовательно, за осуществление идеалов общественного прогресса в условиях господствующего влияния на человека частной собственности.

Категории государственного либерализма должны быть преобразованы в категории новой буржуазной государственной политики с целью строительства нового индустриального общества в России. Русская промышленная и сельская буржуазия является в современной России производительным классом. При этом положительными чертами буржуазного консерватизма, как идейно-политического течения общественной мысли, сформировавшегося в России накануне ХХ1 века, будут являться антикоммунизм и антилиберализм, характеризующие новую технократическую стратегию русских капиталистов, известную в мире под названием “неолиберальной” или “праволиберальной” экономической политики. Неолиберальная версия консерватизма есть авторитаризм, способный сломать сопротивление паразитических классов.

Предпринимательские круги России, подчиняясь логике технократического рационализма и ничем не отличаясь от буржуазных кругов развитых индустриальных государств, непреклонно выступают за новый либеральный порядок.

Естественные законы общественного развития неумолимо прокладывают дорогу новому общественному порядку, при котором децентрализация экономики будет доведена до границ децентрализации всей общественной жизни в стране.

В итоге “неолиберальной реконструкции” старого общественного порядка должна стабильно работать система законов “самоорганизующегося” или “спонтанного порядка”, основанного на принципах рыночной экономики свободного общества.

Современный индустриальный мир, благодаря научным работам Фридриха фон Хайека, выработал три императива общественного прогресса:

  1. Свободное движение капитала (“экономическая свобода”).
  2. Защита частной собственности и частного предпринимательства, обеспечивающая личные возможности человека на рациональный и продуктивный труд.
  3. Желание воспользоваться индивидуальной свободой как средством собственного развития человека.

Принципы свободного общества, изложенные в работах Фридриха фон Хайека, понять при желании не сложно. Вместе с тем, часто спрашивают: “А возможно ли в принципе “открытое общество” в такой сверхцентрализованной стране как Россия?”

Да, возможно, поскольку законы формирования нового общественного “спонтанного порядка” расположены в нашей стране, как и в других странах мира, следуя логике Фридриха фон Хайека, за пределами государственного планирования и административного интервенцизма. Помешать естественному ходу вещей никто не может. Ускорить становление нового общественного порядка при правильном понимании законов открытого общества государственная власть в состоянии, но помешать – нет.

А примитивное содержание все еще действующей в России политики государственного либерализма есть признак несоответствия деятельности старой государственной власти новым задачам общественного развития. Казенные идеологи, сами того не замечая, добросовестно готовят для русских капиталистов и всего общества в целом крах политики и идеологии государственного либерализма, как полное и окончательное свое отрицание.

Отличительными критериями начала “неолиберальной экономической реконструкции” в России должны быть новые ориентиры для массового общественного сознания, выраженные в понятиях: “радикализм”, “сохранение” и “стабильность”. Эти понятия должны быть основными принципами новой государственной власти, нового общественного порядка и нового классического либерализма, как массовой политической культуры в стране.

Развитие капитализма в России.

Николай Александрович Бердяев завещал нам “оформить” территорию России, т.е. оценить территорию в денежном выражении. И это все, что надо сделать для повторения экономического чуда 1913 года. Просто и строго. И нет никакой лирики.

Однако казенные идеологи и политики создали для нас в России миф о “социальном государстве” и “социальных рыночных отношениях”, известный в Х1Х в. под названием “феодального социализма”. В более поздние годы “социальный вопрос” приобрел в Германии при князе Бисмарке свою окончательную форму – форму “государственного социализма”. А советским людям казенная социальная политика хорошо известна по атмосфере “красного террора” при коммунистическом режиме 1917-1991 гг. и по многочисленным человеческим жертвам почти в каждой семье. В настоящее время Россия вновь оказалась в тисках государственного социализма, только переименованного казенными либералами в политику государственного либерализма.

Хотим ли мы жить в условиях казенного либерализма или мы хотим свободной и зажиточной жизни, персонального успеха и индивидуального личного счастья?

Ближайшей политической задачей является формирование дееспособных органов государственной власти всех уровней в России с опорой на собственные производительные силы, защита суверенитета и территориальной целостности страны.

Новейшую историю России следует создавать заново - с Февральской Буржуазно-демократической революции 1917 года. А формирование неолиберальной идеологии буржуазного общества, фактически сложившегося в Российской Федерации, необходимо начинать со следующих нерешенных политических задач:

1. Создать открытое “технократическое государство” на социальной базе бизнес сообщества. Соединить сильную авторитарную власть Президента страны и “новых технократов” в Правительстве с принципами открытого общества. Ликвидировать новую изоляцию государства в мире в условиях научно-технического прогресса. Дать простор для соединения скорости движения капитала со скоростью движения информации. Объявить о денационализации общественного производства.

Следует добиться абсолютной экономической свободы для движения частного капитала по всем категориям индекса экономической свободы: торговая политика, фискальное бремя государства, вмешательство государства в экономику, валютно-финансовая политика, движение капитала и иностранные инвестиции, банковская политика и финансы, зарплата и цены, защита прав собственности, государственное регулирование и, наконец, “черный рынок”.

Систематически осуществлять пропаганду зажиточного образа жизни для населения на основе праволиберальной идеологии. Создать положительный образ предпринимателя.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви официальной власти должны правильно и быстро угадывать тенденции общественного развития, т.е. выполнять свои прямые функции - пропагандировать привлекательность капитализма, как общественного строя, а не мешать новому человеку - свободной личности жить и трудиться. Добросовестный буржуа-налогоплательщик должен стать гордостью гражданского общества. Моральный облик нового капитализма в России должен дать уверенность всем членам гражданского общества в равенстве своих возможностей и в свободе выбора для своей профессиональной деятельности.

Необходимо создать сеть учебных и научных учреждений, открыть факультеты и кафедры в действующих вузах страны для подготовки специалистов и проведения научно-исследовательской работы по вопросам “неолиберальной” политики.

2. Следует завоевать доверие бизнес сообщества, дать толчок потребительскому буму в стране, а также поднять деловую активность населения путем проведения, как минимум, капитализации налогов и долгов по примеру капитализации долгов в Германии в 20-х годах ХХ века.

3. Надо срочно исключить участие государства из общественного производства. Государство не должно быть субъектом права. Кредитные операции, валютные спекуляции, торговые отношения, материальное производство - все это должно осуществляться исключительно частными юридическими лицами: банками и частными корпорациями на основе частного права.

4. Завершить полную приватизацию предприятий государственной собственности, оценить и осуществить продажу сельскохозяйственных земель, т.е. “оформить” (Н.А.Бердяев) всю территорию своей страны.

5.Изменить налоговою политику. Отказаться от конфискационной модели налогообложения, так как давно известно, что методом конфискационной политики осуществляется социализация (обобществление) частной собственности и строительство в стране нового коммунизма. Это знают все в мире, но не знает только наша государственная власть. Социализация частной собственности скрытыми методами государственного регулирования и мешает благоприятному имиджу России на внешнем рынке.

6. Отказаться от всех льгот и социальных программ за исключением пособий инвалидам и пенсий престарелым людям. Законодательно ограничить деятельность профсоюзов.

7. Изменить методологию и нормативно-методическую базу статистической отчетности. В аналитических расчетах государственного бюджета использовать не норматив объема производства и среднедушевой объем ВВП, а “норму прибыли” в отдельных сферах производства и “рост производительности труда”, измеряемый в человеко-часах. Изменить методологию по принципу, принятому во всем индустриальном мире, - “К черту ВВП!”.

8. Следует незамедлительно провести агрессивную реформу в области денежного обращения на основе денационализации денежного обращения и вернуться к концепции “твердого рубля” или “золотого рубля”.

Игра в либерализм с более сильным противником - долларом США должна быть завершена окончательно.

В ходе проведения денежной реформы рубль, как единственную национальную валюту, имеющую обращение в стране, необходимо приравнять к конвертируемым валютам мира.

Рубль должен быть полноценным “долларом” или “евро” путем обеспечения российской денежной единицы всей товарной массой, включая землю, недра и драгоценные металлы, имеющей оборот на территории России и вводимой вновь в обращение.

В результате денежной реформы объем необеспеченной денежной массы в стране должен быть существенно сокращен, а рубль должен быть удобной денежной единицей для обращения и реальной мерой стоимости. Только в этом случае рубль может быть признан в мире как крепкая денежная единица России и региональная валюта (Российско-Белорусский Союз, страны СНГ), а также и как эффективное средство накопления.

Денежный голод, т.е. нехватка наличных денег в обращении, должен покрываться не бесконтрольной эмиссией, а введением в обращение новых видов ликвидных товаров (космос, земля, недра, леса, водное пространство, эфирное пространство, воздушное пространство для полетов частных самолетов, новые радио и теле частоты и т.п.).

Размер денежной массы, находящейся в обращении, всегда должен быть вторичным явлением по отношению к сумме цен товаров, подлежащих реализации на свободном рынке.

Административный путь регулирования денежного обращения в стране, предлагаемый сторонниками государственного либерализма в Правительстве и Центральном Банке, - это, в конечном итоге, путь к потере национальной валюты, к потере национальной безопасности России.

Россия в третьем тысячелетии должна смотреть в будущее с оптимизмом. Новая буржуазная власть должна способствовать закреплению фактически сложившихся капиталистических отношений на всей территории России, завершению реформ в экономической, политической и духовной сферах, формированию демократии собственников, воспитанию гражданской активности человека, пропаганде новых моральных ценностей капитализма.

Программа Фонда Фридриха фон Хайека.

Цели и задачи Фонда Фридриха фон Хайека подробно описаны в его Уставе, принятом на Общем собрании Попечителей Фонда 30 октября 2002 года. Однако в деятельности Фонда будут существовать и некоторые политические критерии, которые должны внести определенный порядок в формирование планов работы Фонда на длительную перспективу.

Деятельность Фонда будет направлена на идеологическое обеспечение развития капитализма в России и формирование буржуазного общества. Деятельность Фонда будет направлена на оказание теоретической помощи буржуазным партиям России по использованию методов неолиберальной политики на практике.

К числу неотложных мер неолиберальной политики относится введение имущественного ценза в Закон “О гражданстве РФ”, в избирательное право и во все действующее законодательство страны. Государственная власть должна ликвидировать политику социального партнерства между антагонистическими классами, обеспечить свободное развитие рынка труда, обеспечить право наследования крупного частного капитала, провести судебную реформу. Буржуазные партии должны унифицировать законодательную базу России с индустриально-развитыми странами мира, переработать все экономическое законодательство для обеспечения свободного и безопасного движения частного капитала. Частное право должно санкционировать превышение нормы прибыли над трудовой стоимостью.

Буржуазные партии только тогда достигнут целей неолиберальной реформации общества, если завершат приватизацию государственной собственности, введут свободную конкуренцию частных предприятий с государственными предприятиями до полного исчезновения последних. Следует запретить дотации и списание долгов для предприятий государственного сектора, ВПК, колхозов и совхозов.

Следует осуществить продажу всей земли (в том числе сельскохозяйственной и пахотной) и, тем самым, обеспечить бумажно-денежную эмиссию, уничтожить колхозы и совхозы – эти пережитки сословно-родовых связей сельскохозяйственной общины. Тем самым можно создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Следует также принять Закон о реституции в отношении всех поколений эмигрантов и вернуть эмигрантов на свою историческую Родину.

В политической сфере буржуазные партии должны завершить судебный процесс над КПСС, ввести Исключительный Закон против коммунистических партий, а также принять закон о денафикации, запрещающий участие бывших ответственных работников КПСС в деятельности государственных органов. Фонд поддержит предложение о немедленном и публичном захоронении тела В.И. Ленина.

В результате неолиберальной реформации российского общества должна сложиться двухполярная политическая система общества и соответствующая ей государственная машина, при которой государственная власть будет нести полную ответственность за свою собственную деятельность или в соответствии с социал-демократическими идеалами, или в направлении капитализации производственных отношений и достижения быстрого финансового успеха людей в буржуазном обществе. Ответственность предполагает как гражданскую, так и уголовную ответственность за принятие ложных государственных решений. Наконец денационализация производственных отношений должна распространяться и на деэтнизацию всего государственного устройства при реформировании федеративных отношений.

Наконец буржуазная идеология должна обеспечить новый образ жизни, основанный на принципах частной собственности и буржуазной морали при сочетании новых буржуазных ценностей со старыми патриархальными ценностями, принятыми в православной России до их полного отмирания.

Новая либеральная политика будет означать для русского православного сознания равновесие авторитета и свободы, коллективизма и индивидуализма, постоянства и прогресса, прошлого и настоящего, преемственности и изменений.

Новая буржуазная идеология должна быть позитивной философией технологической революции в области развития производительных сил страны и рациональной философией общественного прогресса России в ХХ1 веке.

Заключительные положения.

Фонд Фридриха фон Хайека создан в период глубокого экономического спада, высокой инфляции, глубокого кризиса национального хозяйства, вызванного возросшей конкуренцией в мире, резким повышением мировых цен на нефть, снижением конкурентоспособности российской промышленности, высокой безработицей, оттоком частного капитала и бегством квалифицированных кадров из страны.

Буржуазное правительство должно отказаться от защитных протекционистских мер, бюджетных методов регулирования конъюнктуры рынка и перераспределения ресурсов в стране. Новая власть должна вернуть страну к рыночным методам правления, к использованию свободной конкуренции в качестве структурообразующего фактора во всех сферах общественной жизни, включая государственное управление.

Место политики государственного протекционизма должна занять политика нового либерального порядка.

Критериями нового либерального порядка в экономике должны быть понятия: “норма прибыли” и “свободная конкуренция”.

Критериями нового общественного порядка в политической сфере должны быть понятия: “буржуазная республика”, “имущественный ценз” в избирательном праве, а также строгое разграничение, противоречие всех ветвей власти.

Критериями нового либерального порядка в общественной сфере должны быть понятия: “частное лицо”, “гражданское общество” и “индивидуальная свобода”.

Неолиберализм означает для каждого отдельного здравомыслящего русского человека преимущество прагматизма, технократизма, финансового успеха и рационального личного интереса.

Ю.В.Петухов,
Директор-распорядитель
Фонда Фридриха фон Хайека,
кандидат философских наук.